Как виновнику дтп избежать выплат разнице по износу

Некоторые судьи путают понятия «фактический ущерб» и «фактические расходы» и поэтому выносят решения в пользу ответчиков. Но, даже если такое решение будет принято судом первой инстанции, не факт, что оно устоит в апелляции.

Когда страховая компания выплачивает потерпевшему в ДТП меньше положенного, то это несправедливо – здесь никто не спорит. Но страховщик рассчитывает сумму выплаты или стоимость ремонта с учётом износа. Если этих денег не хватает, то потерпевший в 2023 году может взыскать ещё денег за ущерб – причём, как со страховщика по ОСАГО в определённых случаях, так и напрямую с виновника. Справедливо ли это? Как и почему такое возможно, а главное законны ли такие претензии, разберем в данной статье.

Взыскание разницы износа с виновника – это законно?

Потерпевший ведь может не всегда увидеть все повреждения или правильно оценить стоимость деталей, поэтому в случае с европротоколом, виновник тоже должен следить, чтоб были зафиксированы все повреждения и правильно оценена стоимость ремонта.

Итак, действующий на 2023 год закон «Об ОСАГО» обязывает возмещать ущерб, причинённый застраховавшимся водителем, потерпевшему. Но этот закон также устанавливает определённый порядок такой выплаты (точнее, возмещения, ведь в приоритете на сегодня натуральный вид компенсации — ремонт автомобиля в сервисе страховщика) и, что самое главное, методику расчёта.

В чём дело? Исходные данные

Но в чём логика? И что же получается, если Вы стали виновником ДТП, то страховая покроет только часть убытков? То есть закон о страховании работает так, что виновнику в любом случае придётся возмещать вред самому, пусть и частично? Совершенно верно.

Законно ли взыскивать разницу выплаты по ОСАГО с виновника?

До постановления КС судебная практика работала единообразно. Судьи считали, что вред, возмещённый страховой компанией в виде выплаты или ремонта, возмещён полностью, даже если денег на фактически ремонт у потерпевшего не хватило. С виновника требовать нечего, ведь его ответственность застрахована.

  • вместо получения акта расчёта страховой вы заказываете независимую экспертизу, по результату которой получаете новую оценку ущерба, которая, как правило, выше расчёта страховой, но экспертиза тоже стоит отдельных денег (которые в случае выигрыша суда также возмещаются виновником),
  • подаёте досудебную претензию уже по двум адресатам:
    • в страховую – разницу между выплаченной суммой с учётом износа и рассчитанной независимым экспертом также с учётом,
    • виновнику – разницу между оценкой суммы без учёта износа независимым экспертом и оценкой с учётом износа по расчёту также независимой экспертизы,
  • в случае отказа в удовлетворении досудебки вы также подаёте в суд на этих ответчиков; при этом, иск подаётся один, но указываются оба ответчика с просьбой установить надлежащего ответчика и соответчика.
  • оформление европротокола – это упрощённая форма получения возмещения по ОСАГО,
  • как следствие, сам факт упрощённости означает прекращение любых прав требования как к страховой компании, так и к виновнику по вопросу износа, после произведения выплаты потерпевшему.

Первый способ

В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас. Но не всё (и не сразу, к сожалению)!

Если автогражданская ответственность виновника ДТП застрахована, то потерпевший получит страховое возмещение в размере, установленным в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов. Однако это не препятствуют возмещению вреда непосредственным его причинителем в соответствии с законодательством РФ, если размер понесенного потерпевшим фактического ущерба превышает размер выплаченного ему страховщиком страхового возмещения.

«Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества».

Взыскание ущерба без учета износа с виновника ДТП. Примеры из судебной практики

В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2023 г. № 6-П из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по ОСАГО был исключен пункт, касающийся расчета стоимости восстановительного ремонта для целей выплаты страхового возмещения по ОСАГО и для определения ущерба, возмещаемого причинителем вреда.

Рекомендуем прочесть:  Размер Минимальной Пенсии По Инвалидности 3 Группы В 2023 Году В Ростове На Дону

Авария может повлечь за собой иные материальные затраты. Процесс их взыскания и компенсации регламентирует гражданский кодекс РФ. Нормы закреплены в статьях 15, 1064 и 1072. Требовать с виновника происшествия можно следующие выплаты:

Пошаговая инструкция возмещения ущерба с виновника ДТП через суд в 2023 году

  • денежные средства, которые пришлось заплатить за вызов эвакуатора и последующую стоянку поврежденного автомобиля;
  • сумма за доставку пострадавших в медицинское учреждение;
  • компенсация за прохождение лечения, реабилитацию, приобретение медикаментов;
  • заработная плата, потерянная в результате неспособности осуществлять трудовую деятельность;
  • погребальные услуги, если авария повлекла за собой летальный исход.

К сведению

Взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО

Получившуюся разницу можно взыскать с виновника происшествия. Процедура возмещения ущерба с виновника ДТП в 2023 году выполняется в судебном порядке. Чтобы выиграть дело, нужно предоставить справку от страховщиков выделивших средства на ремонт. Дополнительно потребуются документы из сервисного центра, фиксирующие реальную стоимость полного восстановления автомобиля. На основании представленных документов будет принято решение. Если оно положительное, виновника происшествия обяжут выплатить недостающую сумму.

В силу ст. 15 ГК РФ: «Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере». В п. 12 ПП ВС РФ от 23.06.2023 г. № 25 указано, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.

«Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации характеризуется показателем износа».

Что произошло?

С правовой позиции у страховщика по КАСКО в силу п. 1 ст. 965 возникает право требования: «Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования».

После починки транспортного средства пострадавшего страховщик обратится за компенсацией расходов страховой виновника дорожно-транспортного происшествия. Последняя произведёт выплату лишь денежной суммы, рассчитанной по единой методики. Разницу придётся компенсировать самому автомобилисту. А при наличии КАСКО это сделает страховщик.

Если ответить просто: да, чтобы снизить сумму выплаты. Для автомобилей старше 5 лет может использоваться максимальный износ, который составляет половину всего срока службы. Это значит, что если по вине водителя произойдёт дорожно-транспортное происшествие, тогда страховщик компенсирует не меньше половины причинённого вреда.

Автострахование после 2023 года

При возникновении спорной ситуации автомобилист может обратиться в собственную страховую, в которой он оформил добровольную страховку. В этом случае компания перечислит денежные средства на ремонт. При таких условиях износ не учитывается, компенсацию организация выплатит в форме, установленной страховщиком и пострадавшим. В описанном случае стоимость ремонта обычно больше, чем при использовании методики ОСАГО.

Здравствуйте. Я попал в ДТП. Я виновник. Страховая отправляет ТС потерпевшего на ремонт и максимальную сумму по ОСАГО 400 тыс. Остальное с меня требует потерпевший. Говорит что на сто запросили больше и денег не хватило. Какие доказательства он должен мне предоставить? Что я действительно должен ему столько то денег?

  • путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком;
  • путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего.

Почему страховая не возмещает ущерб полностью?

Добрый день! ОСАГО в момент ДТП не было. Потерпевший сделал экспетизу, в которой посчитаны оригинальные новые запчасти, которые в два три раза выше по стоимости, чем аналог новый. Можно ли оспорить и снизить стоимость ремонта в суде?

При этом первоначальное состояние не всегда предполагает автомобиль, только что сошедший с конвейера. В большинстве случаев это бывшее в употреблении транспортное средство, в связи с чем и подлежащие замене детали должны быть неновыми.

Как работает ОСАГО по вопросу износа

В вынесенном постановлении Конституционный суд ссылается на положение статьи 1072 Гражданского кодекса РФ, согласно которому пострадавшая сторона, застрахованная в соответствии с требованиями законодательства, в случае если назначенные по страховке выплаты не покрывают величину фактически причиненного вреда, вправе обратиться в суд за взысканием возмещения образовавшейся разницы.

Если речь идет о европротоколе

В своем постановлении Верховный суд ссылается на положения статьи 408 Гражданского кодекса РФ, что фактически приравнивает европротокол к расписке, выдаваемой должником своему кредитору, на основании которой последний вправе потребовать исполнения обязательств виновника аварии у страховщика.

Всегда есть возможность обжаловать протокол ГИБДД, регрессные требования страховщика или иск пострадавшей стороны о выплате разницы после уплаты ущерба по ОСАГО. Главное – сделать это вовремя (в течение 10 дней с момента, как вам вручили постановление) и (при отсутствии у вас соответствующих специфических знаний) воспользоваться помощью профессионала.

Рекомендуем прочесть:  Положена Ли Индексация Работающим Пенсионерам В Чернобыльской Зоне

В российском законодательстве четко определены положения, согласно которым оплата ущерба после дорожной аварии лежит на виновной стороне (ст.1079 ч.1, ст.1083 ГК). Виновник аварии должен возместить весь ущерб, нанесенный пострадавшей стороне, в полной мере (при этом ремонт своего авто он, как виновник, оплачивает самостоятельно).

Подан иск в суд после выплаты ОСАГО

С ее помощью устанавливается точная сумма восстановительного ремонта ТС, которая нередко, увы, завышается пострадавшим. На заметку: если ТС пострадавшего – на гарантии, то сумма ремонта будет выше. В дилерском центре нередко включают в стоимость ремонта «лишние» работы и лишние детали. Автотовароведческая экспертиза поможет в выявлении таких фактов для снижения общей суммы ущерба.

Не так давно темка была по этому поводу. В ней решение суда есть — поищите.
В общих словах — сейчас потерпевший выбирает ремонт / выплата.
В случае судебного решения, которое было опубликовано — потерпевший сам выбрал выплату (ск выплатила, но с учетом износа) и предъявил виновнику разницу. Суд отказал потерпевшему в иске к виновнику, т.к. у него была возможность возместить ущерб в полном объеме за счет ск, т.к. сумма ущерба была менее суммы покрытия по ОСАГО.

Поймите, реальный ущерб — это не обязательно сколько потерпевший потратил на ремонт.
Самое просто объяснение — на момент предъявления требования расходы на ремонт ещё могут быть не понесены. А может быть они вообще не будут никогда понесены — ведь собственник имущества вправе продать его в невосстановленном виде, подарить, выбросить, наконец, но это не лишает его права получить возмещение ущерба. В данном случае размер ущерба определён экспертным путём и опровергнуть его можно только другой экспертизой.

Опции темы

Т.е. чуваку разбили тачку стоимостью 300 тыров. Он уже получил 175 от страховой. Получит ещё 110 от виновника. И тачка у него остаётся? Чё-то как-то не по совести. По каско в таком случае тоталят и забирают годные остатки/вычитают их стоимость. Тут нельзя так сделать?

Например, у трехлетнего автомобиля в ДТП поврежден бампер. Деталь нельзя отремонтировать и приходится менять на новую. Страховая выплатит только часть денег за бампер, а разницу доплатит автовладелец. Бампер стоит как новый, но страховая почему-то считает, что он трехлетний.

Что стряслось?

По общим правилам ущерб можно взыскать с виновника аварии, даже если у него есть полис ОСАГО . Например, если автовладелец заплатил за ремонт 70 тысяч рублей, страховая выплатила с учетом износа 40 тысяч рублей, то еще 30 тысяч можно получить с виновника ДТП .

Как было раньше?

Делайте фотографии с места аварии, во время и после ремонта. Закажите экспертизу, которая подтвердит, что расходы обоснованы. Например, что деталь нельзя отремонтировать и придется ставить новую. По методике страховой компании могут оплатить только ремонт, а в суде вы обоснуете замену и получите компенсацию от виновника.

Конституционный суд обратил внимание на то, что при определении по указанному выше методу размера выплат он не соответствует действительным затратам. Ведь стандартный подход исключает возможность принятия во внимание индивидуальность каждого автомобиля и особенностей, присущих каждому страховому случаю.

Итак, сумма страхового возмещения, которую может получить от страховщика пострадавший в аварии, зависит от стоимости ремонта с учетом износа заменяемых деталей, от упущенной выгоды. Но она ограничивается установленными законодательством лимитами.

Взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО

К примеру, виновник аварии обязан будет доплатить пострадавшему разницу между реальной суммой ущерба и страховыми выплатами, сделанными страховщиком. ФЗ «Об ОСАГО» от 25.04.2002 года оговаривает сумму предельных выплат по страховым полисам, оформленным после 01 октября 2023 года. Их максимальный размер равен 400 000 рублям при причинении вреда имуществу.

Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.

Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.

Возмещение «на бис»

В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков. «Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».

Ссылка на основную публикацию