Земли запаса подлежат кадастровой оценке

Кадастровая стоимость обычно стремится к уровню рыночной, при ее проведении учитываются почти все факторы, имеющие важное значение при рыночном оценивании, но она не может превышать рыночную.

Как проводится

  1. Формируется перечень объектов, нуждающихся в кадастровой оценке.
  2. Отбирается независимый оценщик и заключается договор.
  3. Производится кадастровая оценка.
  4. Составляется отчет, проект которого должен быть предварительно представлен для его изучения.
  5. Производится экспертиза отчета.
  6. Утверждаются результаты работы оценщиков.
  7. Результаты вводятся в Единый реестр недвижимости.

Методика

Оценщик производит изучение и прогноз рентообразования в зависимости от расположения и качества земли. При расчете требуется учесть внесенные улучшения, уровень транспортной и социальной инфраструктуры, обустроенность.

Оценка земли проводится для определения ее ценности с целью заключения различных гражданских сделок: залога, дарения, купли-продажи и прочих. Действия по определению ее стоимости носят добровольный характер и зависят от воли сторон.

Цели проведения оценка земли

Государственная кадастровая оценка — это система, утвержденных государством действий для определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на определенную дату. Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с нормативной базой, разработанной Правительством РФ.

Методы проведения оценки

Процедура оценки сельскохозяйственных земель проводится для расчета земельного налога, арендных платежей за землю и в иных целях, предусмотренных законодательством. Объектом оценки являются сельскохозяйственные наделы, находящиеся в пользовании у государства, муниципалитета и частной собственности.

  • проводит анализ рынка земли в конкретном регионе / населенном пункте / районе;
  • определяет основные ценообразующие факторы и на основании схожих характеристик группирует объекты оценки;
  • выбирает подход оценивания;
  • определяет структуру оценки и связь ценообразующих факторов и кадастровой стоимости;
  • подставляет значения ценообразующих факторов в разработанную модель;
  • определяет итоговую стоимость, составляет отчет.

Целевое назначение земли и особенности ее оценки

Пересмотр не происходит автоматически, его инициирует владелец земельного надела, в отношении которого завышена КС. Рыночная цена, как правило, устанавливается в целях занижения КС и, соответственно, налогооблагаемой базы.

Переоценка кадастровой стоимости

Расчеты, произведенные оценщиком, утверждаются постановлением местных органов власти. При этом не имеет значения, для чего нужна КС – она всегда высчитывается для всех земельных участков, вошедших в оцениваемую группу.

Государственная кадастровая оценка земель – система мероприятий по установлению действительной стоимости участка для налогообложения и других юридически значимых целей. Ее ключевая особенность: преимущественное использование методов массовой оценки.

Указом 1714 года Петр I отменил деление земель на поместья и вотчины, взамен ввел понятие «имение». Его содержание приблизительно соответствует современной категории «домовладение». Поземельный налог был заменен подушной податью. Учет количественных и качественных характеристик угодий утратил былую значимость.

Начало формирования института оценки земли в России

На текущий момент исполнители отбираются на конкурсной основе по правилам Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно вступающему в силу 1 января 2023 г. Закону № 237-ФЗ государственную кадастровую оценку будут проводить специалисты узкопрофильных бюджетных учреждений;

В течение 20 рабочих дней Росреестр проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта РФ предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление об отсутствии нарушений.

Можно также скачать отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков, в котором содержатся сведения об интересующем земельном участке. Информация сервиса предоставляется бесплатно в режиме реального времени.

Кадастровая стоимость земельного участка: с помощью сервиса «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки»

при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определённая индивидуально для конкретного земельного участка в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

  • На уровне страны – формирование общей системы в секторе налогообложения. При этом в учет берутся разные участки, которые находятся в частной собственности или во владении государства. Проведение такой оценки упрощает работу фискальных структур в вопросе определения уровня налога. Как следствие, удается оптимизировать объем вливаний в бюджет страны.
  • На уровне субъектов государства. Благодаря кадастровой оценке удается получить точное представление о правильности и эффективности применения участков на конкретных территориях в привязке к конкретным временным промежуткам. Также проведение оценки – шанс принять правильные решения в вопросе распределения наделов земли, их эффективного применения в будущем, получения разрешений на возведение объектов, решения вопросов приватизации и так далее.
  • На уровне владельцев – возможность определения точной величины налога, а также получение точки отсчета при вычислении рыночной стоимости объекта. В дальнейшем данные можно использовать для совершения сделок купли-продажи, наследования, внесения земли под залог, проведения инвестиций и так далее.
Рекомендуем прочесть:  Льготы и социальная поддержка малообеспеченных семей в 2023

По законодательству периодичность проведения кадастровой оценки для надела земли составляет раз в пять лет. Интересен тот факт, что процесс оценивания организован одновременно для всех участков, которые находятся на конкретной территории. Данная процедура проводится с участием уполномоченных территориальных структур и главного отделения – федерального агентства, занимающего кадастровыми вопросами в секторе недвижимости. В процессе проведения оценки учитывается ряд нюансов, а именно: наличие ЛЭП, проездов через участок, различного рода ограничений прав собственности так далее.

Общие положения и цели

На последнем этапе заказчик получает информацию о стоимости земельного участка, который подлежал оцениванию. По законодательству оценка подкрепляется соответствующим нормативным актом. Последний доступен для средств массовой информации, а также выставляется на официальном ресурсе Росреестра. Срок действия документа составляет пять лет, после чего должна проводиться следующая кадастровая оценка.

  1. государственным или муниципальным органом власти Российской Федерации издаётся Приказ, в соответствии с которым составляется список ответственных исполнителей и земельных массивов, подлежащих оценке;
  2. производится раздел каждого земельного массива на несколько кадастровых кварталов;
  3. отдельным приказом привлекается лицензированная оценочная организация, принявшая участие в объявленном конкурсе;
  4. оценочная организация устанавливает усреднённую кадастровую стоимость для каждого кадастрового квартала по двум основным показателям – средней цены по рынку и виду целевого использования;
  5. выявляет КС одного квадратного метра конкретного кадастрового квартала;
  6. устанавливает кадастровую стоимость конкретного земельного участка путём перемножения его площади на цену квадратного метра;
  7. полученные данные фиксируются и оформляются отчётом.

Ниже перечислим документы, которые позволят произвести более тонкие расчёты для определения типа разрешённого использования вверенного участка. Такой расчёт даёт возможность определить незначительные, на первый взгляд нюансы, которые сильно повлияют на окончательный расчёт.

Какие нужны документы?

  • налогообложения (в соответствии с Налоговым кодексом, ст. 390 – налоговая база по земельному налогу рассчитывается как кадастровая стоимость земельных участков);
  • установления размера платы за аренду участка, находящегося в собственности муниципалитета или государства в соответствии с пятым пунктом статьи 65 Земельного кодекса;
  • расчёта цены для продажи муниципального или государственного участка земли в соответствии с третьим пунктом статьи 39.4 Земельного кодекса (как купить землю у государства по кадастровой стоимости?).

Кадастровая оценка осуществляется для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пп. 2, 3 и 4 Правил № 316).

Следовательно, оспариваемые налогоплательщиком законоположения не могут истолковываться и использоваться в правоприменительной практике, включая практику арбитражных судов, без учета приведенной правовой позиции Конституционного суда РФ, как того требуют взаимосвязанные положения ст. 6 и части 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Основные положения

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что для определения налоговой базы по земельному налогу налогоплательщики прежде всего обязаны установить, являются ли данные земельные участки объектом налогообложения. Уместно напомнить, что согласно ст. 389 НК РФ указанным объектом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечень которых приведен в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Проведение мероприятий по оценке земельной собственности играет важнейшую роль федерального и муниципального значения. Не менее существенны результаты проведения оценки для граждан землевладельцев и землепользователей, так как на основании полученных данных будут начислены земельные налоги.

К их числу относятся компетентные и опытные специалисты, которые выверяют и анализируют условия содержания и развития земельного ресурса в регионах, а так же рассматривают возможность повышения кадастровой стоимости земель в тех или иных зонах развития региона.

Рекомендуем прочесть:  Какое имущество не имеют право арестовывать судебные пристава

Требуются основания!

  1. На основании Приказа, изданного органом власти РФ или муниципалитетом, составляется список исполнителей работ по ГКО, а также список земельных массивов, подлежащих оценке.
  2. Специалисты ГКН подготавливают сведения об избранных для ревизии массивах и классифицируют сведения о них по кадастровым кварталам.
  3. Отдельным приказом привлекается оценочная организация, которая участвует в конкурсе, объявленном на получение заказа ГКО.
  4. Она анализирует ситуацию в соответствии с представленными из ГКН сведениями и, пользуясь регламентированными методиками и нормативными формулами, производит расчёты и перерасчёты стоимости земель.
  5. Полученные данные и результаты оценки оформляются соответствующим отчетом.

Основная задача законодательства об оценочной деятельности — определение стоимости объектов оценки, к которым ст. 5 Закона относит отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества и др. В отношении объектов оценки законодательством РФ должна быть предусмотрена возможность их участия в гражданском обороте.

В законодательстве урегулирован порядок оценочной деятельности. Основанием для оценки объекта является договор между оценщиком и заказчиком (ст. 9 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки соответствующих объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством РФ.

Другой комментарий к Ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации

Государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

На последнем этапе заказчик получает информацию о стоимости земельного участка, который подлежал оцениванию. По законодательству оценка подкрепляется соответствующим нормативным актом. Последний доступен для средств массовой информации, а также выставляется на официальном ресурсе Росреестра. Срок действия документа составляет пять лет, после чего должна проводиться следующая кадастровая оценка.

С ростом активности в секторе строительства увеличилась и роль кадастровой оценки земель. В чем же особенности этого процесса? В какой последовательности проводятся мероприятия? Какие методики применяются в процессе оценки для получения наиболее точных результатов? Эти и ряд других моментов рассмотрим более подробно.

Общие положения и цели

  • Готовится и формируется информация, которая потребуется для расчета. На этом этапе анализируется местный рынок, ценовой уровень на различные участки земли, конъюнктура местного рынка, нюансы законодательства, расположение и так далее.
  • Оцениваемая площадь условно разделяется на кварталы и зоны.
  • Вычисляются и обосновываются параметры цены, которые требуются для проведения оценочных мероприятий.
  • Итоги кадастровой оценки для наглядности оформляются в различных формах – цифровой и графической. После выполнения работ итоги вносятся в ГКН.

В ст. 20 Закона № 360-ФЗ предусмотрено, что в отношении договоров на проведение работ по определению кадастровой стоимости, заключенных до дня вступления в силу Закона № 360-ФЗ (до 15.07.16 г.), подлежат применению ст. 24.15 и 24.17 Закона № 135-ФЗ до исполнения соответствующих обязательств сторонами таких договоров.

Кадастровая справка оформляется на одном вертикально расположенном листе формата A4 и заверяется подписью уполномоченного в установленном порядке лица органа кадастрового учета, выдавшего кадастровую справку, и оттиском печати такого органа.

Определение периода применения кадастровой стоимости

На основании п. 8 ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением тех, которые предоставляются в виде кадастровых планов территорий, должны предоставляться в срок не более чем за 5 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено Федеральным законом № 221-ФЗ. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий не может превышать 15 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.

Ссылка на основную публикацию