Отсутвие Вывода Об Отсутствии Состава Административного Правонарушения Влечет Нарушение Прав Граждан

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Доброго времени суток, дорогие читатели блога, прямо сейчас мы будем постигать возможно самую необходимую и интересующую Вас тему — Отсутвие Вывода Об Отсутствии Состава Административного Правонарушения Влечет Нарушение Прав Граждан. После прочтения у Вас могут остаться вопросы, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже.

Мы всегда и постоянно обновляем опубликованную информацию, в этом модете быть уверены, что Вы прочтете всю самую новую информацию.

В рамках рассмотрения дела № А42-10638/2023 суды указывали на отсутствие в действиях общества систематического характера нарушений публичного порядка и умышленного игнорирования требований законодательства, а также на отсутствие в материалах дела доказательств привлечения к ответственности за совершение однородного правонарушения. В результате суды признали правонарушение по ч. 5 ст. 19.8 (непредставление или несвоевременное представление сведений в антимонопольный орган) КоАП РФ малозначительным.

Как убедить суд в том, что правонарушение малозначительно? Примеры из практики

Важно отметить, что отсутствие надлежащего обоснования выводов о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ может стать причиной отмены соответствующих судебных актов вышестоящим судом и направления дела на новое рассмотрение, что подтверждается практикой Верховного суда (см., например, постановления ВС РФ от 10.05.2023 № 30-АД16-2 и № 30-АД16-3).

Применение положений о малозначительности к конкретным составам правонарушений

Подводя итог, можно отметить, что, несмотря на отсутствие четких законодательных критериев для применения положений о малозначительности, правоприменительная практика выработала относительно единообразный подход при оценке отдельных составов нарушений.

  • дата вынесения решения;
  • адрес места рассмотрения дела и вынесения определения;
  • Ф. И. О., должность лица, принявшего решение об отказе;
  • Ф. И. О., должность лица, передавшего сведения о правонарушении;
  • краткий обзор обстоятельств, установленных в ходе проверки, а также имеющихся сведений и материалов по заявлению, которые исключают начало производства;
  • основания для отказа в возбуждении со ссылкой на законодательную норму;
  • текст мотивированного решения;
  • подпись должностного лица, вынесшего определение;
  • подписи сторон, получивших копии оформленного бланка.

Статья 28. 1 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень причин, по которым возможно возбуждение административного производства. Но не всегда такие нарушения заканчиваются вынесением постановления о привлечении к ответственности нарушителя. Иногда, изучив доказательства, уполномоченное лицо приходит к выводу, что состава административного правонарушения в деянии гражданина не просматривается. В этом случае выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении административного правонарушения.

Отказ в возбуждении административного дела

Определение об отказе выносит должностное лицо, которое рассматривает дело. Если данный сотрудник отсутствует долгое время, например, по причине болезни, то руководство ведомства принимает решение о передаче дела другому должностному лицу, о чем также выносится определение.

  • дата вынесения решения;
  • адрес места рассмотрения дела и вынесения определения;
  • Ф. И. О., должность лица, принявшего решение об отказе;
  • Ф. И. О., должность лица, передавшего сведения о правонарушении;
  • краткий обзор обстоятельств, установленных в ходе проверки, а также имеющихся сведений и материалов по заявлению, которые исключают начало производства;
  • основания для отказа в возбуждении со ссылкой на законодательную норму;
  • текст мотивированного решения;
  • подпись должностного лица, вынесшего определение;
  • подписи сторон, получивших копии оформленного бланка.

При несогласии с решением об отказе в возбуждении производства есть возможность восстановить справедливость через высшие органы руководства или суд. Если дело «замято», а права гражданина при этом ущемлены, то он может смело обращаться в высшие судебные инстанции и наказывать взяточников по всем статьям закона.

Отказ в возбуждении административного дела

Помимо этого, в КоАП РФ закреплены обстоятельства, в связи с которыми не может быть начато административное дело; а если производство находится на стадии рассмотрения, то оно подлежит немедленному прекращению.

Кроме того, КоАП РФ предусматривает особенности привлечения к административной ответственности следующих категорий субъектов:

— военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания (ст.2.5 КоАП РФ);

— иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст.2.6 КоАП РФ);

— собственников (владельцев) транспортных средств (ст.2.6.1 КоАП РФ);

— собственников и иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости (ст.2.6.2 КоАП РФ).

Итак, в силу требований ч.1 ст.2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Отметим, что КоАП РФ устанавливает особые требования к лицам, совершившим административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет. Напомним, что лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, считается несовершеннолетним.

Во-первых, законодатель допускает возможность освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, при одновременном соблюдении следующих условий:

— учитываются конкретные обстоятельства дела;

— учитываются данные о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет;

— комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, во-первых, соответствующее лицо освобождается от административной ответственности, во-вторых, к соответствующему лицу применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

При этом согласно ст.5 Федерального закона от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

Во-вторых, совершение административного правонарушения несовершеннолетним является обстоятельством, смягчающим административную ответственность (п.9 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ), а вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения — обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п.3 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ).

Рекомендуем прочесть:  Охрана Труда В Стоматологическом Кабинете И Льготы Связанные Вредностью

Летом 2023 года определенные послабления в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства произошли в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Так, Федеральным законом от 03.07.2023 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 4 июля 2023 года, КоАП РФ был дополнен положениями, определяющими особые условия применения мер административной ответственности в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Дополнительно введены ч.3 ст.1.4, ч.3 ст.3.4, ч.3.5 ст.4.1, ст.4.1.1 КоАП РФ.

Отметим, при этом, что категория субъектов малого и среднего предпринимательства раскрывается в ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» следующим образом: к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч.1.1 ст.4, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

С 1 июля 2023 года вступила в силу статья 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предусматривающая ведение Федеральной налоговой службой Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Итак, какие изменения произошли в КоАП РФ?

Законодатель определил возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на административное наказание в виде предупреждения в случаях, если административное наказание в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Системный анализ требований ч.3 ст.1.4, ч.3 ст.3.4, ст.4.1.1 КоАП РФ позволяет делать вывод о том, что указанная исключительная норма применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

1) применяется только в отношении определенной категории субъектов, а именно:

— являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

— являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства юридических лиц;

— руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

2) применяется за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

3) применяется при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, согласно которой административное наказание в виде предупреждения устанавливается (назначается) при одновременном соблюдении следующих условий:

— за впервые совершенные административные правонарушения;

— при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— при отсутствии имущественного ущерба.

Отметим при этом, что аналогичное требование было закреплено также в дополнительно введенной с 4 июля 2023 года части 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания.

4) в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

5) административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения следующих административных правонарушений:

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, — злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке;

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31.2 КоАП РФ, — манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ, — заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности;

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 КоАП РФ, — недобросовестная конкуренция;

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.3 КоАП РФ, — неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации;

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 КоАП РФ, — невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль;

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5.1 КоАП РФ, — неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму;

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.6 КоАП РФ, — непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8 КоАП РФ, — непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля;

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ, — непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса;

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.2 КоАП РФ, — непредставление ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.23 КоАП РФ, — подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт;

— административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ, — представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния;

— административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.27 КоАП РФ, — нарушение, предусмотренное частью 1 ст.19.27 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области;

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, — незаконное вознаграждение от имени юридического лица;

Рекомендуем прочесть:  Заявленный товар не соответствует

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, — незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего;

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.30 КоАП РФ, — нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса;

— административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ, — невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.

Особенности правоприменительной практики.

Исходя из структуры и содержания правовой нормы, закрепленной в ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, одним из условий действия соответствующей диспозиции является совершение административного правонарушения впервые, которое выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Однако, существует прецедент, когда судом указанная правовая норма была истолкована иначе.

Так, в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.12.2023 N Ф03-5628/2023 по делу N А59-2071/2023 содержится вывод о том, что довод кассационной жалобы о невозможности применения ст.4.1.1 КоАП РФ по причине того, что в отношении общества не проводился государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, правонарушение было выявлено в рамках административного расследования, ссылки на положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подлежат отклонению, поскольку ст.4.1.1 КоАП РФ не содержит запрета на применение указанной нормы при выявлении правонарушения в рамках административного расследования.

В части применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ по вопросу повторности и однородности совершаемых административных правонарушений ФНС России в письме от 08.12.2023 N ОА-4-17/23483@ «О направлении разъяснений» предоставил следующие разъяснения.

Так, при решении вопроса о квалификации действий лица по ст.4.1.1 КоАП РФ необходимо руководствоваться определением повторности, которое приведено в п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ. Согласно указанной норме повторным совершением административного правонарушения признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст.4.6 КоАП РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

В силу ст.4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

В этой связи при решении вопроса о применении в отношении лица ст.4.1.1 КоАП РФ необходимо выяснить, привлекалось ли ранее это лицо к административной ответственности за однородное правонарушение. Если да, то необходимо выяснить исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания и дату окончания исполнения указанного постановления, не прекращалось ли его исполнение, не истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не пересматривались ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением.

Следует учитывать, что если по результатам проведенной проверки выявлено несколько однородных административных правонарушений, но имеются критерии, указанные в ст.4.1.1 КоАП РФ, то лицо, совершившее правонарушения, привлекается к ответственности в виде предупреждения за каждое из правонарушений.

I. Малый и средний бизнес как особый субъект административного правонарушения

Состав административного правонарушения — это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение. Для него характерна ограниченность и полнота. Ограниченность состоит в том, что отсутствие хотя бы одного из элементов означает отсутствие состава в целом. Так, в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Состав — полная, закрытая система, поэтому какие-либо иные не установленные законом признаки и элементы не могут быть в него включены.

В юридическом составе любого административного правонарушения содержатся 4 элемента: объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона.

Если объектом правонарушения выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты, то объективной стороной — внешнее проявление противоправного поведения: действие, бездействие. Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, его систематичность, повторность, злостность.

Если субъектом административного правонарушения выступает лицо, виновное в его совершении, то субъективная сторона определяет форму вины такого лица (умысел, неосторожность).

Итак, для определения особенностей субъектного состава административного правонарушения необходимо прежде всего установить категории лиц, привлекаемых к административной ответственности и установленных КоАП РФ.

Системный анализ требований КоАП РФ позволяет выделять следующие категории субъектов административного правонарушения:

1) физические лица:

а) граждане;

б) должностные лица;

в) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);

2) юридические лица.

А) Доказать, что как такого административного нарушения вообще не было, т.е. установить, не имеется ли обстоятельств, указанных в статье 227 КоАП, которые исключают производство по делам административных правонарушений.

Отсутвие Вывода Об Отсутствии Состава Административного Правонарушения Влечет Нарушение Прав Граждан

2) Отсутствие СОСТАВА означает, что, хотя правонарушение и БЫЛО (обращаю внимание на отличие от СОБЫТИЯ – его не было!), в этом событии ОТСУТСТВУЮТ ПРИЗНАКИ, которые образуют в своей совокупности СОСТАВ правонарушения. Подробнее про состав можно прочитать на странице : http://avtojulia.narod.ru/sostav.htm . Хочу лишь напомнить, что состав правонаруше­ния является не просто какой-то теорией или чем-то формаль­ным . Знание состава правонаруше­ния очень важно для правильного опре­деления в конечном счете, является деяние правонарушением или нет .

МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Я не призываю съедать протокол, я хочу рассказать о ЗАКОННЫХ способах уклонения от административной ответственности, которые выражаются в ТОЧНОМ использовании норм закона и использовании неисполнения этих норм должностными лицами…

Ссылка на основную публикацию