Каждый ли сотрудник обязан регистрировать сообщение о преступлении

При этом, следует иметь в виду, что такое наказание, как лишение свободы по указанной статье может быть назначено только в том случае, если виновный имеет непогашенную судимость или отягчающие обстоятельства, перечень которых указан в статье 63 Уголовного кодекса России.

В Уголовном кодексе России 1996 года уголовная ответственность за несообщение о преступлении была полностью исключена и вернулась в законодательство только в 2023 году, с введением в УК РФ статьи 205.6, о которой мы еще поговорим.

История вопроса

А вот, если гражданин увидел, что где-то совершается, к примеру, кража или сбыт наркотиков и не сообщил об этом в полицию, никакой ответственности за это он не понесет. И даже за несообщение об убийстве законом не установлено никаких санкций.

18. Устное сообщение о ранее незарегистрированном преступлении, сделанное при производстве следственного действия, на основании части четвертой статьи 141 УПК вносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления либо протоколом принятия устного заявления о преступлении.

Информация об изменениях:

86. Записи программно-технических средств регистрации информации поступивших в дежурную часть по телефону сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, в том числе полученные с помощью многофункционального цифрового регистратора сигналов, сохраняются в течение 30 суток, а затем при отсутствии надобности уничтожаются с письменного согласия председателя комиссии.

Информация об изменениях:

10. Для приема заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов*(21), применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге сообщений о преступлении и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК.

Выписки из Уголовно-процессуального кодекса РФ

Заявителю даётся разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Рекомендуем прочесть:  До скольки лет платят пособие по потере кормильца в россии

Должностные лица следственных органов Следственного комитета, органов прокуратуры и суда, которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия (бездействие), связанные с приемом (отказом в приеме) сообщения о преступлении:

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток, установленный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

При этом, следует иметь в виду, что такое наказание, как лишение свободы по указанной статье может быть назначено только в том случае, если виновный имеет непогашенную судимость или отягчающие обстоятельства, перечень которых указан в статье 63 Уголовного кодекса России.

А вот на всех остальных членов семьи по закону граждане РФ обязаны доносить. И тут есть вероятность злоупотребления ситуацией. Представьте ситуацию, когда следователю необходимо получить показания на какого-то человека. Для этого он может привлечь дальних родственников, сотрудников, знакомых обвиняемого, опираясь на банальный шантаж. Следователь будет уверять, что обвиняемого всё равно посадят, а если на него не донести, ещё и вы окажетесь за решёткой, поскольку не содействовали в раскрытии преступления. Тут важно отметить ещё один нюанс. Если речь идёт о публичных призывах к терроризму, тогда круг людей, информированный об этом, но не сообщивший в правоохранительные органы, может насчитывать десятки, а иногда и сотни граждан. И кого тут привлекать к ответственности, очень большой вопрос. Потому одним из ключевых недостатков закона юристы считают оценочность.

Доносить нужно не на всех

  1. У правоохранительных органов может возникнуть множество вопросов касательно того, откуда у вас такая информация и почему вы настолько хорошо осведомлены о готовящемся преступлении террористической направленности. Начнут интересоваться источниками данных, могут длительное время следить за вами и контролировать вашу жизнь.
  2. Иногда люди, проинформировавшие о потенциальных преступлениях, становятся так называемыми ненужными свидетелями. Это крайне опасно, поскольку за вами могут начать охоту представители сторону, которую вы обвинили в терроризме. Этого боятся очень многие даже среди тех, кто владеет на 100% правдивой и актуальной информацией.
  3. Если будет установлена ваша личность, могут вскрыться те данные, о которых вы бы не хотели рассказывать и держали всё в строжайшей тайне.
  4. Предоставленная вами информация может оказаться непринятой правоохранительными органами.
Рекомендуем прочесть:  Исполнительный лист вщыскание ущерба

Закон не содержит требований относительно содержания заявления, важно лишь, чтобы оно не было анонимным, т.е. содержало достоверные данные о заявителе. Однако для обеспечения безопасности, в том числе при приеме сообщения о преступлении, в соответствии с ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ лицо, подающее заявление, может не указывать данные о своей личности. Такое сообщение оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления по ст. 143 УПК РФ.

Явка с повинной

По общему правилу, по субъектному составу заявителей о преступлении законодатель не устанавливает ограничений. Так, сообщить о совершенном преступлении может любое лицо независимо от нарушения его субъективных прав в результате совершенного либо предполагаемого преступления.

Заявление о преступлении

Сообщение о преступлении — это первоисточник информации о совершенном и готовящемся преступлении, сигнал правоохранительным органам. Сообщение о преступлении может рассматриваться как повод для возбуждения уголовного дела только после его принятия, регистрации и проверки.

Стоит понимать, что закон позволяет обжаловать решение суда. Однако для этого необходимо иметь весомые доказательства. Так, нужно понимать, что судья не учел некоторые доказательства, всплыли новые факты или руководствовались неверными нормами права во время вынесения решения. Рекомендуется обратиться к практикующему юристу, чтобы он правильно составил апелляцию. Она должна обладать следующими пунктами:

Важно понимать, что при отсутствии весомых обстоятельств для подачи апелляции суд может назначить более суровое наказание. Если решение вышестоящей инстанции тоже не устроит проигравшую сторону, можно обратиться выше. Сегодня по закону высшими судебными инстанциями являются ВАС РФ, ВС РФ и КС РФ. При этом допускается обратиться в международный суд после прохождения всех российских инстанций.

Когда не обязательно сообщать о преступлении

Стоит отметить, что закон не указывает, кому и в какой форме сообщать о готовящемся правонарушении. Допускается передать сведения сотруднику полиции устно, но тогда в будущем может возникнуть проблема с доказательством, кто передавал информацию. Поэтому юристы рекомендуют приходить лично в отделение полиции с паспортом и писать донос. При этом стоит получить официальный документ, подтверждающий принятие заявления. Это позволит защититься от обвинения прокурора.

Ссылка на основную публикацию