Институт депутатской неприкосновенности

Таким образом, понятия депутатской неприкосновенности, с юридической точки зрения, в действующих нормах права не содержится. Однако на основании правоприменительной практики можно сделать вывод, что под депутатской неприкосновенностью следует понимать невозможность привлечения депутата Государственной думы или члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также к гражданской ответственности без получения на то согласия того органа, где он был выбран.

Ни в одном из нормативных актов, которыми регулируется использование депутатами различных уровней власти права на неприкосновенность, не содержится информации о том, что именно следует подразумевать под неприкосновенностью.

💡 Правовые нормы

Для того чтобы депутаты разных уровней могли полноценно исполнять свои обязанности, которые на них были возложены на основании положений действующих норм законодательства, им даются определенные права. Одним из таких прав, которое закреплено в Конституции Российской Федерации, является право на неприкосновенность.

Парламентарии имеют удостоверения, являющиеся их основными документами, подтверждающими их личность и полномочия, и нагрудный знак «Депутат Государственной Думы», которыми они пользуются в течение срока своих полномочий.

Полномочия, правовое положение и гарантии деятельности депутата Государственной Думы. Понятие и признаки депутатской неприкосновенности, проблемы ее реализации на региональном и местном уровне. Причины и порядок лишения парламентария неприкосновенности.

Депутат и группа депутатов ГД, вправе обращаться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Понятие конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы. Формы деятельности депутата Государственной Думы. Депутатский иммунитет. Вознаграждение депутата (индемнитет). Гарантии деятельности депутата.

Очень часто в средствах массовой информации говорят о том, что народных избранников нельзя привлечь к юридической ответственности, потому что они имеют неприкосновенность и освобождаются от всяческого наказания за содеянное. Так вот это явное заблуждение. Хоть депутаты и являются публичными людьми и обладают неприкосновенностью, тем не менее, по согласию ГД, они могут навсегда лишиться данного статуса. Об этом нужно обязательно знать.

Рекомендуем прочесть:  Размер Пенсии По Инвалидности В 2023 Году Инвалидам

Итак, депутаты ГД и члены СФ обладают депутатской неприкосновенностью. Соответственно, последних нельзя задерживать и арестовывать. Обыскать депутата можно только в том случае, если он был застигнут правоохранителями на месте осуществления преступного деяния.

Общая характеристика

Многие народные избранники пользуются своей депутатской неприкосновенностью. Ведь без согласия того представительного органа, в котором осуществляет государственную деятельность должностное лицо, его не смогут привлечь к ответственности за осуществление противоправных деяний.

Прежде всего, неясно, почему законодатель поставил в прямую связь неприкосновенность и действия парламентария, совершенные им при осуществлении своих служебных полномочий. Можно согласиться с точкой зрения тех авторов, которые «положительно относятся к идее о разделении деяний на связанные и не связанные с исполнением парламентских полномочий»181. Но существо вопроса состоит в том, что это деление не должно решать вопрос о границах неприкосновенности. В действительности, это не что иное, как критерий разграничения неприкосновенности и неответственности, которые являются двумя самостоятельными гарантиями в рамках парламентской неприкосновенности. Проблема состоит в том, что ни в Постановлении № 5-П, ни в Федеральном законе от 08.08.1994 г. №3-Ф3 (в ред. от 23.07.2013г.) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ни в подавляющем большинстве работ, посвященных этой теме, нет определенных характеристик этих составляющих парламентской неприкосновенности. Так, например, Конституционный Суд, ставя знак равенства между иммунитетом и неприкосновенностью, указывает, что эта гарантия защищает парламентария от необоснованных преследований, тем самым, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и парламента в целом, их самостоятельности и независимости. В самом деле, исторически сложилось так, что институт неприкосновенности был сформирован с целью исключить давление на парламентариев путем выдвижения против них необоснованных обвинений. Но далее в определении Конституционного Суда возникает противоречие, поскольку, согласно ему: «иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата при осуществлении им собственно депутатской деятельности»182. Однако разве нельзя осуществить давление на депутата посредством сфабрикованных обвинений в убийстве или изнасиловании, т.е. в деяниях, не связанных с парламентской деятельностью? По-видимому, это возможно. Таким образом, действующая норма о неприкосновенности, с одной стороны, ограничивает парламентскую неприкосновенность, а с другой — вводит абсурдную правовую ситуацию, когда за оскорбление частного лица парламентарий понесет ответственность на общих основаниях, а, например, за получение взятки или мошенничество в крупных размерах может вовсе ответственность не понести.

Рекомендуем прочесть:  Какие субсидии полагаются молодой семье с 2 детьми

При этом расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях, по мнению Конституционного Суда, может приводить к искажению публично-правового характера парламентской неприкосновенности и его превращению в личную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), а с другой — нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52).

Понятие и содержание гарантий деятельности депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания Российской Федерации

Указанные условия не являются конкретными правовыми предписаниями, определяя при этом содержание правовых гарантий. Согласно данным социологических исследований, «в 76% случаев неправовые явления становятся факторами, которые препятствуют реализации правовых норм»1 5. В применении к данной ситуации, целесообразность и обоснованность предоставления правовых гарантий парламентариям становится главным фактором эффективности гарантирующего механизма. Значение имеет также способность законодателя гибко менять систему и объем гарантий в зависимости от стадии общественного развития. При изменении общественно-политических условий, в которых применяется закон, могут иметь место отрицательные побочные эффекты парламентских гарантий. Причинной негативных последствий могут быть и отсутствие должного механизма реализации гарантий, а также действие других причин субъективного и объективного свойства. Вследствие этого, со стороны государства необходим мониторинг социальной среды, в которой действует право, что позволит заранее предусматривать все позитивные и негативные изменения, касающиеся парламентской деятельности, а также иметь определенное представление о сопротивлении, которое оказывает среда деятельности парламентариев, и о путях преодоления этого сопротивления. Если в сферу государственного регулирования не входят неправовые гарантии, то добиться этого невозможно. Представляется справедливой точка зрения, что предпосылки и условия в области политики, экономики и других общественных сфер деятельности не служат сами по себе основанием для реализации личностных прав и свобод. «Только через юридическую форму и организационные усилия государства и общества они становятся собственно гарантиями» . Так, к примеру, «важными условиями гарантирования парламентской деятельности являются правосознание и правовая культура самих парламентариев и граждан. Эти условия в демократическом государстве не входят в компетенцию централизованного правового регулирования»127.

Ссылка на основную публикацию