Содержание
- 1 Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- 1.1 Мошенничество как один из видов воровства. Виды и места проявления современного мошенничества в России. Расследования и статистика ущерба в сфере предпринимательской деятельности. Тенденция роста количества хищений и приобретение прав на чужое имущество.
- 1.2 Уголовная ответственность по ст.159 УК РФ
- 1.3 Содержание урока
- 2 «Липовые» звонки и смс-сообщения от банка
- 3 Кража карты
- 4 Виды мошенничества по телефону
- 5 Виды мошенничества по телефону
Последующий этап расследования по всем видам мошенничества характеризуется проведением различного рода экспертиз. В зависимости от вида мошенничества объектами экспертного исследования становятся различного рода документы: больничные листы, договоры, банковская документация.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Интернет постепенно превращается в криминогенную зону, где встречаются преступники любой национальности и профессии, а также любого социального положения и возраста. К примеру, в начале прошлого года финансовые службы правительства США сообщили о поимке 17-летнего мошенника. Подросток умудрился за короткое время украсть миллион долларов. Если вы хотя бы несколько месяцев пользуетесь Интернетом, то, скорее всего, уже успели столкнуться с разнообразными приемами и трюками, с помощью которых мошенники пытаются обмануть пользователей Сети. Способов сравнительно честного отъема денег в Интернете существуют десятки. Но, несмотря на их разнообразие, основаны все они на двух принципах. В одном случае цель мошенников — получить ваш регистрационный пароль к тому или иному сайту. А второй способ обмана построен на принципе «утром — деньги, вечером — стулья». Деньги, как правило, жертвам предлагается потратить небольшие, чтобы с ними охотнее расставались. У Интернета как поля деятельности многочисленных мошенников есть огромное преимущество — анонимность! Но для жертв аферистов это преимущество оборачивается большим недостатком. Если в реальной жизни вы можете посмотреть на своего партнера по сделке и на его паспорт, то в Сети это почти невозможно. Богатая статистика экспертов показывает, что от web-мошенничества бизнес-структуры страдают гораздо чаще, чем частные лица. Также чаще жертвами подобных преступлений становятся мужчины и пожилые люди.
Мошенничество как один из видов воровства. Виды и места проявления современного мошенничества в России. Расследования и статистика ущерба в сфере предпринимательской деятельности. Тенденция роста количества хищений и приобретение прав на чужое имущество.
Как видим, психология мошенника, психология обманываемого и психология мошенничества — это не одно и то же. В процессе мошенничества как бы взаимодействуют две психологии — психология мошенника и психология его жертвы. Эти две психологии встречаются, и начинается процесс мошеннического обмана. Поэтому мошенничество как процесс — это прежде всего психологический процесс, и только во вторую очередь — техника мошенничества, его средства и конкретные обстоятельства. Вместе с тем психология мошенничества как процесса во многом зависит от типа мошенничества, его локации (места протекания), содержания и цели мошенничества. Строго говоря, каждый случай мошенничества в чем-то уникален, и в этом также состоит его опасность, непредсказуемость и трудность понимания, разоблачения и борьбы с ним.
В наше время, когда повсеместно применяются компьютерные технологии, многие способы выманивания денег, которыми пользовались мошенники, потеряли свою актуальность. Но теперь процветает мошенничество в сети. При электронном мошенничестве субъект не входит в прямой контакт с жертвой, что значительно снижает шансы на разоблачение. Такой способ с каждым годом набирает популярность, проникая во все сферы общественной жизни.
Уголовная ответственность по ст.159 УК РФ
Ранее мошенники причислялись к криминальной элите, потому что это были люди эрудированные, обладающие высоким интеллектом и прекрасно разбирающиеся в психологии. Об их находчивости и предприимчивости слагались легенды. Они постоянно подстраивались под мировую обстановку и изобретали новые мошеннические схемы.
• всегда обращать внимание на новые виды мошенничества, о которых говорят в новостях или пишут в газетах; прислушиваться к мнению своих родственников и друзей, если они сомневаются в успешности какой-либо сделки;
Как видно из приведённого определения, мошенники не нападают в тёмном переулке, глухой ночью, в руках у них нет ножа. Их цель — найти слабые места у своей жертвы и вынудить её добровольно расстаться с деньгами, драгоценностями и прочим имуществом. Основная черта мошенников — гибкость мышления и поведения, позволяющая им быстро вживаться в любую роль, вести себя непринуждённо и естественно. Лучший способ защититься от них — быть настороже и не верить без крайних на то причин незнакомым людям.
Содержание урока
Злоупотребление доверием — наименее распространённая форма мошенничества, при которой преступник для завладения имуществом жертвы использует доверительные отношения, сложившиеся между ним и владельцем имущества.
Чаще всего на эту уловку попадаются женщины. Злоумышленники хорошо подкованы в области психологии и чаще всего лжезвонок раздается от детей своим мамам. Расчет на то, что любая мама молниеносно готова броситься на помощь своему ребенку, здесь срабатывает.
«Липовые» звонки и смс-сообщения от банка
Одна из разновидностей интернет-мошенничества: заключается в массовой спам-рассылке электронных писем. Якобы «юрист» сообщает вам, что у вас был далекий родственник и этот родственник оставил вам большое наследство. «Юрист» готов за определенное вознаграждение помочь вам оформить все документы. В итоге, если вы переведете деньги, то считайте, что вы их потеряли навсегда.
Звонки от «родственников», попавших в беду
Все мошенничества в финансовой сфере объединяет одно: преступники без принуждения, с согласия самих людей получают их денежные средства. При этом потерпевшие думают, что передают эти деньги в обмен на какие-либо законные блага — недвижимое имущество, товары в интернет-магазинах, наследство и т.д. На самом деле же никаких «законных благ» нет, люди просто теряют свои деньги, не получая ничего взамен. Злоумышленники же изначально знают, что они не имеют никаких правовых оснований для получения денег и другого имущества от потерпевших.
- Обещание большого вознаграждения, которое в несколько десятков, а то и сотен раз превосходит средние по рынку доходности. Например, обещания 100 % в день, 6 000 % годовых и пр. – это красный сигнал, означающий стоп.
- Использование технологий социальной инженерии. Это специальные психологические приемы, которые играют на жадности, зависти, страхе, желании разбогатеть быстро и без особого труда.
- Обещания избавить вас от всех долгов без потери имущества и других ограничений жизнедеятельности. Такой прием используют расплодившиеся в последнее время банкротные бюро.
- Просьба оплатить первоначальный взнос, мнимую страховку, заполнение анкеты, консультацию юриста и т. д. до того, как получена услуга, и не самостоятельно, а через агента, который предлагает свое посредничество.
- Требование принять решение по сложному финансовому вопросу как можно быстрее, иначе “условия могут измениться”, “желающих много, вам может не хватить места”, “акция действует только сегодня” и пр.
- Агрессивный маркетинг, когда объявления висят буквально на каждом столбе и остановках общественного транспорта.
- Отсутствие лицензии у тех компаний, у которых она должна быть (банки, брокеры, страховые организации, управляющие компании).
Кража карты
Если список вызвал у вас чувство безысходности, то не поддавайтесь ему. Я верю, что тотальное повышение финансовой грамотности начиная со школьной скамьи сведет риски быть обманутыми к минимальным значениям. В информационном пространстве тема современных схем развода людей на деньги и способов, как избежать участия в них, не должна сходить с повестки. Мы должны помочь государству и друг другу защитить свои кровно заработанные средства.
Получение информации о карте
- Не паниковать. Положить трубку, обдумать ситуацию. А потом перезвонить родственнику/другу/знакомому, который куда-то там попал.
- Никогда не сообщать данных своей карты по телефону или СМС. Перезвоните в банк и проверьте информацию, как это сделал мой муж (читайте в начале статьи).
- Никогда не переходить по ссылкам в электронных письмах и СМС. Это может быть рассылка вируса. Мошенник получит доступ к вашему компьютеру или телефону и банковским картам, если в гаджетах есть по ним информация. А в некоторых случаях просто будут шантажировать, вымогать деньги за возвращение доступа. Лучше зайдите на официальный сайт компании, проверьте информацию, позвонив по телефону.
- Всегда помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Работодатель не ищет сотрудников, предлагая им золотые горы по электронной почте. А государство просто так не раздает собранные налоги.
- Фишинг – кража персональных данных (пароля, логина) с целью похищения средств с банковской карты. В основном для фишинга используют почтовую рассылку, содержащую ссылку на фальшивые сайты;
- Мошенничество через электронную почту – так называемые «нигерийские письма». Они содержат в себе красивую легенду о наследстве от мифического родственника и просьбу перевести деньги на счет для получения оплаты услуг адвоката или выплаты комиссии;
- Махинации с интернет-кошельками – чаще всего в таких случаях покупатель переводит предоплату продавцу на интернет-кошелек, но в итоге не получает ни товара, ни денег.
Виды мошенничества по телефону
Мошенничество с деньгами – это одна из самых обширных и всеобъемлющих групп, ведь практически любое мошенничество, так или иначе, подразумевает незаконное овладение чужими денежными средствами. Однако можно выделить несколько способов мошенничества, связанных косвенно или непосредственно с наличными купюрами. Эти способы могут практиковаться в магазинах, ларьках, обменных пунктах. Самым простым и распространенным является мошенничество путем замены настоящих купюр в пачке на фальшивые (в основном, сверху и снизу – настоящие, посередине – фальшивые или обычная бумага). Также практикуется «недостача» — из уже пересчитанной пачки купюр вытягивается несколько банкнот. Мошенничество может производиться также с помощью банкомата при попытке снять наличность, на котором устанавливается датчик, считывающий персональные данные.
Какие бывают виды мошенничества
Под определение «мошенничество» попадают многие незаконные действия в самых различных сферах, в том числе и в сфере банковской деятельности, сотовой связи и современных информационных технологий. Несмотря на различия в технологии, все эти действия объединяет ряд общих признаков:
- Фишинг – кража персональных данных (пароля, логина) с целью похищения средств с банковской карты. В основном для фишинга используют почтовую рассылку, содержащую ссылку на фальшивые сайты;
- Мошенничество через электронную почту – так называемые «нигерийские письма». Они содержат в себе красивую легенду о наследстве от мифического родственника и просьбу перевести деньги на счет для получения оплаты услуг адвоката или выплаты комиссии;
- Махинации с интернет-кошельками – чаще всего в таких случаях покупатель переводит предоплату продавцу на интернет-кошелек, но в итоге не получает ни товара, ни денег.
- Лохокурсы — в последние несколько лет практикуется продажа информационных материалов сомнительного качества под видом «рабочих курсов», которые помогают заработать. Чаще всего стоимость таких курсов составляет 100-500 рублей.
Виды мошенничества по телефону
Ни в коем случае нельзя передавать эту информацию другим людям! Любые платежные системы всегда хранят у себя ваши учетные данные, и потерять их не могут в принципе. Все возникающие вопросы лучше всего решать через службу поддержки – тогда ваши средства точно останутся в целости и сохранности.
Взлом электронных кошельков
Суть обмана состоит в следующем. При попытке входа в аккаунт злоумышленники просят отправить СМС на указанный ими номер (при этом СМС оказывается платной и с баланса вашего телефона уходят значительные средства).
К основным способам профилактики можно отнести:
1. На телефоны, которые начинаются с 8-800, 900, 495, 499 не перезванивать, не переходить по ссылкам, не открывать вложенные файлы, не сообщать свои персональные данные, а также банковских карт: срок действия, код безопасности с обратной стороны, смс-коды и тд. Любая попытка получить от граждан посторонними лицами какие-либо персональные сведения по телефону или по смс – должны настораживать. В случае, когда возникли сомнения, лучше прекратить разговор, а проследовать в отделение банка и лично узнать информацию, либо позвонить на горячую линию.
3. Мошенничества со взломом страниц социальных сетей.
Мошенник покупает в сети интернет взлом страницы социальной сети (ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграмм и тд.) или осуществляет его самостоятельно. В последующем пишет всем друзьям из списка сообщения мошеннического характера с просьбой занять денежные средства под различными предлогами (заболел родственник, не хватает на срочную покупку и тд.). Также мошенник создает страницу или группу в социальной сети, позиционирующую себя как интернет-магазин. В последующем принимает покупателей, получая от них денежные средства за покупку товара с сайта.
Телефонное мошенничество – один из самых распространенных видов преступной деятельности в наше время.
6. Мошенничество, совершенное под предлогом помощи родственнику, попавшему в беду.
На стационарный или абонентский номер потерпевшего звонит мошенник, который сообщает под видом родственника и сообщает, что попал в ДТП и сбил человека, с кем-то подрался и тд., а после передает трубку сотруднику полиции, который за отдельную плату предлагает решить вопрос об отказе в возбуждении уголовного дела.