Как теплосеть может доказать безучетное потребление тепловой энергии в нежилом помещении

И что особенно интересно, суды демонстрируют поддержку обеих противоречащих друг другу позиций РСО – неоднократно суды одновременно признавали и недобросовестность УО, выраженную в присвоении «денег РСО», и недопустимость исключения УО (фактически являющихся ненужными посредниками) из схемы оплаты коммунальных услуг и коммунальных ресурсов от потребителей в РСО.

«Поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении. Определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. В случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и настоящими Правилами».

Выводы

Длительное время многие УО/ТСЖ/ЖСК подвергались нападкам, критиковались, обвинялись в неправомерном присвоении средств, внесенных потребителями в качестве оплаты коммунальных услуг и подлежащих оплате в РСО за соответствующие коммунальные ресурсы (это, собственно, продолжается и сейчас). Правительство РФ приняло решение, что как минимум с собственников нежилых помещений УО/ТСЖ/ЖСК с 01.01.2023 никоим образом не смогут взимать плату за коммунальные услуги (и коммунальные ресурсы), а такую плату смогут получать исключительно РСО (что, конечно же приведет к невозможности неправомерного присвоения этих денежных средств УО/ТСЖ/ЖСК). Однако, оказалось, что многие РСО вовсе не хотят исключения УО из цепочки оплаты коммунальных ресурсов. Оказывается, многие УО не причиняют никакого ущерба РСО, а довольно эффективно выполняют роль бесплатных коллекторов, взимая с потребителей плату за коммунальные услуги и перечисляя ее в пользу РСО в качестве оплаты коммунальных ресурсов. И работать с потребителями напрямую (исключив «недобросовестных» УО/ТСЖ/ЖСК) многие РСО отказываются, считают это невыгодным, экономически убыточным.

6. В случае, если подача тепловой энергии (мощности) потребителю осуществляется по тепловым сетям, принадлежащим теплосетевой организации, действия по ограничению, прекращению данной подачи в порядке, установленном настоящей статьей, осуществляются теплосетевой организацией на основании уведомления, направленного в теплоснабжающую организацию.

9. Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.

Информация об изменениях:

5. В случае нарушения теплоснабжающей организацией порядка приостановления, прекращения исполнения обязательств по договору теплоснабжения такая организация обязана возместить возникшие в результате данного нарушения убытки в соответствии с гражданским законодательством.

  1. Производиться сверка показаний общедомового прибора учёта в начале и конце оплачиваемого отрезка времени.
  2. Полученную разницу следует считать общим энергопотреблением МКД.
  3. Далее, рассчитывается соотношение площади помещения и величины всего строения.
  4. Узнаётся величина тарифа на тепло. Подобную информацию можно получить у уполномоченного сотрудника управляющей компании.
  • S – общая площадь определённого помещения, расположенного в МКД.
  • V – объём тепловой энергии, потребляемый в среднемесячном режиме и рассчитанной за прошедший год. Он рассчитывается как отношения показаний общедомового счётчика к числу календарных месяцев в году и общей площади как жилых, так и нежилых площадей, располагающихся в МКД.
  • T – тариф на поступающую теплоту, чётко обозначенный так, как велят законы РФ.

Какие законодательные акты и нормативы регулируют плату за тепло?

Во время оценки помещения особое внимание стоит уделить его тепловым потерям. Если расчёты покажут, что они слишком велики, то можно прибегнуть к помощи дополнительной теплоизоляции, установив её на отапливаемой площади. Таким образом, можно добиться ощутимого эффекта.

  1. проанализируюттребования организаций поставщиков в Ваш адрес, с учетом имеющихся у Вас документов;
  2. проанализируют расчет поставщика энергетических ресурсов;
  3. подготовят контррасчет на требования поставщика;
  4. в ходе консультации разъяснят о перспективах судебного разбирательства;
  5. подготовят ответ на претензию поставщика;
  6. подготовят процессуальные документы в суд: возражение (отзыв) или встречное исковое заявление;
  7. могут представлять Ваши интересы при разрешении вопросов о потреблении энергетических ресурсов в отсутствие приборов учета с поставщиками, и в ходе судебного разбирательства.
  8. помогут на стадии исполнительного производства
  9. окажут иную юридическую помощь в сфере энергетики и споров по начисления за бесконтрольное потребление с целью решения проблемы Доверителя.
  • с учетом пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения (далее – ЦСВ). Данный метод применяется,
  • если выявлено самовольное присоединение и пользование ЦСВ.
  • если в течении 60 дней не установлены ПУ со дня получения уведомления о необходимости установить соответствующие приборы.
  • с учетом среднемесячного количества поданной воды. Данный метод применяется только в случае неисправности ПУ.
  • с учетом гарантированного объема подачи воды.
  • путем суммирования объемов воды.
Рекомендуем прочесть:  Арест Автомобиля За Долги

Чем грозит предпринимателю отсутствие прибора учета энергоснабжения?

Постановлением Правительства РФ закреплен порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем, а Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утверждена методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Также имеются Методические указания по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий.

Что решил суд
Верховный суд принял факты, которые установили нижестоящие инстанции, но нашел в их подходах нарушение норм права. Не платить за отопление собственник может только в том случае, если демонтирует в установленном порядке систему отопления в своем помещении и перейдет на иной вид теплоснабжения.

Суд указал, что иск возник, потому что изменилось законодательство и в результате с 01.07.2023 убытки от сверхнормативного потребления ресурса на ОДН ложатся на ресурсоснабжающую организацию. Чтобы снять их с себя, РСО должна была доказать, что фактически управляет МКД обслуживающая компания. Но таких доказательств энергосбыт не представил. Не ссылался истец и на то, что компания создает ему препятствия в исполнении обязанностей и полномочий, плохо исполняет обязательства в отношении общего имущества МКД и это влияет на объемы поставленных потребителям ресурсов. Поэтому оснований для привлечения компании к гражданско-правовой ответственности за причинение энергосбыту убытков суд не нашел.

1. Случай, когда РСО не может предъявить УО сверхнормативное потребление ресурса на ОДН

Что решил суд
Верховный суд разъяснил: УО вправе требовать доступ в помещение собственника в силу прямого указания в законе. Для этого не нужно ждать конкретных обстоятельств. Кроме того, осмотры нужно проводить для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем.

Потребитель не может скрыть очевидное — а именно, что он является владельцем тепловой сети. Задача теплоснабжающей организации — зафиксировать очевидное документально. Потребитель также заинтересован в максимально корректной фиксации характеристик собственной тепловой сети. Иначе ему придется нести лишние затраты, связанные с эксплуатацией тепловой сети.

Кроме того, распределение сверхнормативных потерь тепловой энергии между смежными частями тепловой сети производится в количествах, пропорциональных значениям утвержденных в установленном порядке нормативов технологических потерь. Чем точнее зафиксированы нормативные значения, тем меньше бремя нераспределенных (сверхнормативных потерь)

Это совершенно верная позиция. Любая материальная характеристика тепловых сетей не исключает потери. Хотя бы в размере нормативных потерь тепловой энергии.

  • «акт разграничения балансовой принадлежности» — документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании;
  • «акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон» — документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок;

Для граждан потребителей, объем безучетки определяется в соответствии с п. 62 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 исходя из мощности энергопринимающих устройств гражданина и непрерывного времени их работы за период с даты начала несанкционированного подключения до даты устранения. Если дату начала безучетного потребления установить невозможно, то дата начала безучетного потребления принимается равной дате предыдущей проверки, при этом период за который определяется безучетка не может превышать 3 месяца.

  • о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;
  • о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;
  • о приборах учета на момент составления акта;
  • о дате предыдущей проверки приборов учета — в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, — в случае выявления бездоговорного потребления;
  • объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;
  • замечания к составленному акту (при их наличии).
  • сведения о ранее установленных пломбах на приборе учета или компонентах системы учета электроэнергии.
Рекомендуем прочесть:  Медкомиссия Для Замены Водительского Удостоверения По Истечении Срока

Порядок определения стоимости безучетного потребления электроэнергии

Для определении стоимости безучетки для потребителей используются те тарифы и цены на электроэнергию, по которым потребитель проводит расчеты в поставщиком электроэнергии: для граждан цена на электроэнергию для населения, для юридических лиц и предпринимателей это тариф на электроэнергию для юридических лиц.

В последнее время в процедуру внесен ряд важных изменений, вступивших в силу с 29.09.2023 (постановление Правительства РФ от 24.05.2023 №624). Первое состоит в том, что акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации). При этом составляющее акт лицо должно приложить к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта; акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи (п.193 ОПФРР). Другое изменение – в сокращении периода времени, в течение которого осуществляется расчет объема бездоговорного потребления — не более чем за 1 год. Ранее было – не более чем за 3 года.

Согласно п.167 ОПФРР, на выявление фактов безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии уполномочены субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электроэнергией потребителей, и сетевые организации. Выявление таких фактов оформляется актом бездоговорного (безучетного) потребления и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передаются в адрес энергоснабжающей организации, либо сетевой организации – в зависимости от того, кто выявил,- и лица, осуществившего такое потребление (п.192 ОПФРР). После чего сетевой организацией производится расчет объема безучетного (согласно абз.1,2 п.84, п. 195) или бездоговорного потребления (согласно абз.4,5 п.84, п.196), которая направляет расчет вместе с актом энергоснабжающей организации и потребителю. Затем выставляется счет, который должен быть оплачен в срок указанный в договоре (для безучетного потребления), и в течение 10 дней со дня получения счета для бездоговорного.

>Бездоговорное и безучетное потребление электроэнергии

Между тем, в результате реформы электроэнергетики (2003-2008 гг.) структура отношений на энергорынках изменилась, легальное определение бездоговорного потребления в электроэнергетике появилось только в 2012 году (в теплоэнергетике в 2010). Хотя в настоящее время принцип «если присоединился к энергосети – плати за потребление» никто не отменял, необходимо учитывать последствия произошедших изменений и в нашей практике мы опираемся на их глубокий анализ, на котором основаны наши выводы и рекомендации.

  1. Производиться сверка показаний общедомового прибора учёта в начале и конце оплачиваемого отрезка времени.
  2. Полученную разницу следует считать общим энергопотреблением МКД.
  3. Далее, рассчитывается соотношение площади помещения и величины всего строения.
  4. Узнаётся величина тарифа на тепло. Подобную информацию можно получить у уполномоченного сотрудника управляющей компании.

Во время оценки помещения особое внимание стоит уделить его тепловым потерям. Если расчёты покажут, что они слишком велики, то можно прибегнуть к помощи дополнительной теплоизоляции, установив её на отапливаемой площади. Таким образом, можно добиться ощутимого эффекта.

Подключение теплоснабжения в многоквартирном доме

Как упоминалось выше, подобный расчёт производится по формуле: P = S x V x T. Это значит, что если площадь помещения равна 34 квадратных метра, объём тепловой энергии, потребляемой в среднем составляет 0,085 Гкал, а тариф на отопление, поступающее в помещение равен 1371, то 34 x 0,085 x 1371= 3962,1 руб.

п. 183 в случае неисправности, утраты, истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета, который установлен в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и исходя из показаний которого определяются объемы электрической энергии, принятой в объекты электросетевого хозяйства (отпущенной из объектов электросетевого хозяйства в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций), либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объемов электрической энергии, принятой в объекты электросетевого хозяйства (отпущенной из объектов электросетевого хозяйства в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций), начиная с даты, когда наступили указанные события, осуществляется исходя из показаний контрольного прибора учета, а при его отсутствии: в течение первых 2 расчетных периодов исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а если период работы расчетного прибора учета составил менее одного года — исходя из показаний расчетного прибора учета за предыдущий расчетный период.

Согласно п. 42 ПП РФ № 354, потребление ресурсов в помещениях многоквартирного дома должно фиксироваться индивидуальными приборами учёта воды, газа, электроэнергии, тепла. За состояние счётчиков отвечает собственник помещения (п. 80 ПП РФ № 354).

Как составить акт о — безучётном потреблении, чтоб его не оспорил суд

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Ссылка на основную публикацию