Содержание
Вы оправдываетесь — он мальчик хороший, или она — способная девочка, просто не везет. Но пора признаться себе — перед вами взрослый человек, который застрял в безмятежном детстве. Время брать ситуацию в свои руки, если чадо:
Что делает из ребенка стяжателя?
«Причиняю любовь» — именно так можно охарактеризовать поведение многих родителей, особенно матерей. Чрезмерное проявление заботы убивает самостоятельность, не позволяет детство сменить на зрелость. Так и бегают 40-летние «малыши» к маме за деньгами.
1. Держите слово
Сообщите, что отныне «денежная лавочка» прикрыта. Не потому, что ребенка больше не любят. А потому, что пришло время повзрослеть. Сложно строить диалог? Идеально — привлечь третью сторону, то есть психолога.
Этот период может быть непростым для всех сторон в психоэмоциональном и материальном плане. Во многих семьях старшее поколение активно поддерживает молодежь и помогает финансово. Народная мудрость гласит, что дети всегда остаются малышами для своих родителей. И это правда, часто финансовую поддержку и/или дорогостоящие подарки от мамы люди получают во вполне зрелом возрасте.
Эта история банальна. Муж с женой решили завести ребенка и очень обрадовались рождению мальчика. Сын рос в полном достатке и окруженный вниманием. Он окончил школу и вроде бы поступил в какой-то университет. Мальчик никогда не проявлял амбиций и выдающихся успехов в учебе. Родители лишь отмахивались, будучи уверенными в том, что не всем быть умными.
Самый любимый сын
И вот годы идут, а тридцатипятилетний сын-лентяй все еще сидит на шее у мамы. Разве это нормально? Временами он где-то работает, но даже в эти периоды денег родителям не дает. Сейчас он вовсе потерял работу, спит до обеда и все прочее время сидит за компьютером. В то же время взрослый мальчик не стесняется попросить у мамы денег на модную одежду и свои развлечения. Иногда он даже берет семейную машину и выдает ее за собственную. А своим друзьям молодой человек представляется сыном богатых родителей.
Дайте ребенку право голоса на семейном совете: пусть он перечислит, какие вещи ему необходимы прямо сегодня, какие – завтра, а какие – в течение года. Путем нехитрых убеждений из списка можно исключить ненужные и дорогие покупки. Остальное – дело техники.
Лучше тихо полушутливо спросить: «Тебе нужна моя помощь? Я тут собиралась дать тебе несколько сотен на кино, но вижу ты справляешься сам(а). Только ты берешь не из того кошелька (кармана, сумки). Для тебя я отложил(а) деньги в копилку (шкатулку, баночку). Сколько тебе нужно?» Вопрос задается для того, чтобы втянуть ребенка в диалог.
На месте преступления
- Принцип ясности. В 3–5 лет нужно ввести точные определения: когда поступок считается воровством, когда это нарушение чужого личного пространства, а когда – допустимое поведение.
- В 5–7 лет наступает время, когда дворовые игры, спортивные секции и посещение творческих кружков позволяют ребенку наладить отношения со сверстниками и обрести первых настоящих друзей. Дошкольник должен понимать, что из-за воровства и несдержанности можно этих друзей потерять. Фраза при этом строится именно в сослагательном наклонении: «Если человек ворует деньги или вещи у друзей, он может потерять дружбу». В такой форме вы предлагаете ребенку альтернативу, иллюзию выбора.
- Принцип личной ответственности можно применять, начиная с первого класса школы. Убежденность ребенка в неотвратимости наказания – обязательное условие. Установите заранее алгоритм действий для воришки. Например, в случае обнаружения кражи он должен вернуть украденное, извиниться и добровольно отдать что-то ценное (пожертвовать свои накопления в фонд семьи, на несколько дней расстаться с гаджетом, лишиться просмотра телепередач или выполнить определенную работу сверх обычной). Только не наказывайте дополнительными уроками, а то ненароком интерес к учебе может упасть!
- Разумное планирование покупок, в котором может принимать участие младший школьник или подросток, позволит избежать ситуаций, когда украденными оказываются предметы первой необходимости: канцелярские принадлежности, материалы для творчества, еда, одежда.
31 октября — Международный день экономии. Распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет. Почему нельзя платить за хорошие отметки, оценивать будущую профессию по зарплате и контролировать все детские траты? Мы собрали 10 ошибок взрослых, которые мешают детям становиться финансово успешными.
Ошибка № 1. Считать деньги запретной темой
Совет. Разговоры о семейном бюджете — это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!
Ошибка №2. Не давать карманных денег
Совет. Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.