Органы И Лица Компетентны Решать Вопрос О Возбуждении Уголовного Дела В Республике Казахстан

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Доброго времени суток, дорогие читатели блога, прямо сейчас мы будем постигать возможно самую необходимую и интересующую Вас тему — Органы И Лица Компетентны Решать Вопрос О Возбуждении Уголовного Дела В Республике Казахстан. После прочтения у Вас могут остаться вопросы, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже.

Мы всегда и постоянно обновляем опубликованную информацию, в этом модете быть уверены, что Вы прочтете всю самую новую информацию.

  1. Представляется, что механизм регистрации сообщений о преступлении и начала досудебного расследования содержит явный пробел, касающийся роли прокурора на этом важнейшем этапе уголовного процесса. Предложенная составителями схема выглядит таким образом, что на начальном этапе досудебного расследования (после регистрации сообщения) информация передается лишь начальнику органа досудебного расследования, но не прокурору (см. также новую редакцию ст. 190 УПК РК), в результате чего расследование становится неким «внутренним делом» полицейских органов.

Создается впечатление, что Казахстан, быстро и почти без последствий переболевший еще в 1990-е годы пресловутым искушением «единого следственного комитета», сохранивший в неприкосновенности мощную систему прокуратуры и все ее прерогативы по надзору за следствием и дознанием, т.е., казалось бы, оставшийся в уголовно-процессуальным смысле много более «советским», постепенно накопил интеллектуальные усилия и неожиданно оказался значительно ближе к подлинно современной «несоветской» (если не сказать — европейской) уголовно-процессуальной модели, по крайней мере на законопроектном уровне, нежели Россия, погрязшая в войне следователей и прокуроров, а также прочих «руководителей следственных органов» и «начальников подразделений дознания». Потратив несколько лет на спокойное и взвешенное обсуждение постсоветских уголовно-процессуальных деформаций и путей их преодоления, в котором имел честь принять самое активное участие автор этих строк , казахстанские коллеги предложили осмысленный и во многих своих положениях зрелый проект уголовно-процессуальной реформы, инициатором и творческой движущей силой которого выступила как раз Генеральная прокуратура Республики Казахстан (РК). Поскольку реформа всесторонне и заинтересованно обсуждается на самых разных уровнях, причем отнюдь не в пресловутых «кулуарах», что отрадно, хотелось бы посвятить российских специалистов в отдельные аспекты данного обсуждения. Поэтому ниже мы приводим полный текст критического анализа законопроектных материалов, подготовленного автором этих строк по просьбе казахстанских коллег для обсуждения на круглом столе, организованном Генеральной прокуратурой РК и проведенном 3 июня 2011 г. в Алма-Ате . Реформа еще далека от завершения, намечены другие «площадки» для ее конструктивного обсуждения (скажем, в ноябре 2011 г. в Верховном суде Казахстана). Но какова бы ни была ее окончательная судьба, элементом постсоветской уголовно-процессуальной истории она стала уже сейчас, по крайней мере на доктринальном уровне, причем, как представляется, элементом концептуально позитивным, прежде всего с точки зрения организации досудебного производства, невзирая на все вполне естественные технические шероховатости и огрехи, которые не слишком сложно устранить.

Проект реформы уголовного процесса в Республике Казахстан

В то же время в новой редакции основного текста УПК РК данные положения развития не находят, что вызывает определенный оптимизм, позволяющий рассчитывать, что реставрации доследственной проверки все-таки не произойдет. Так, опять-таки судя по Сравнительной таблице, ст. 184 УПК РК будет содержать норму об обязанности зарегистрировать каждое заявление о преступлении. Только такой подход, где не может идти никакой речи даже о самой возможности «постановления об отказе в регистрации» сообщения о преступлении, позволит не номинально, а реально отказаться от доследственной проверки. Мы искренне надеемся, что представленная в презентации схема, строго говоря, совершенно не соответствующая тексту законопроекта, либо устарела, либо является элементарной технической ошибкой, не отражающей волю законодателя.

В настоящее время учет сведений о преступлениях, поступивших из иных, кроме заявлений граждан и сообщений должностных лиц учреждений, организаций и предприятий, источников информации, практически не ведется. И поэтому полной и точной картины о совершенных и готовящихся преступлениях у соответствующих правоохранительных органов нет. Кроме того, такой порядок регистрации и учета подобных сведений позволяет укрывать тысячи нераскрытых преступлений.3

Еще одной традиционной проблемой первой стадии казахстанского уголовного процесса являлась ограниченность средств проверки заявлений о преступлении, невозможность принять с их помощью обоснованное решение о возбуждении (отказе в возбуждении) дела. Ограничения в выборе способов получения необходимой доказательственной информации в стадии возбуждения уголовного дела препятствовали получению надлежащих доказательств. Не имея возможности провести следственные действия, практические работники вынуждены были сами «изобретать» способы закрепления доказательственной информации (данных, подтверждающих наличие оснований для возбуждения (отказа в возбуждении дела)).

Текст научной статьи на тему «Проблемные аспекты стадии возбуждения уголовного дела в Республике Казахстан»

поводом и основанием к возбуждению уголовного дела, некоторые правила принятия и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях и проверки наличия оснований для начала производства по делу, порядка вынесения решений о возбуждении (либо об отказе в возбуждении) дела, некоторые права и обязанности заявителя.2

1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок приема, регистрации, учета, в том числе в электронном формате, и рассмотрения заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях органами уголовного преследования, а также приема, регистрации, учета и рассмотрения жалоб о привлечении лица к уголовной ответственности по делам частного обвинения в районных и приравненных к ним судах (далее — Инструкция).
При осуществлении электронной регистрации органы уголовного преследования и прокуратуры, суды по делам частного обвинения, руководствуются Инструкцией по ведению единого карточного учета заявлений и сообщений о преступлениях, уголовных дел, результатов их расследования и судебного рассмотрения (Единая унифицированная статистическая система), утвержденной приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 17 июня 2005 года № 27, зарегистрированном в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 3704 (далее — приказ ГП РК № 27), а также настоящей Инструкцией.
Регистрация заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, происшествиях органами уголовного преследования производится в бумажных документах или в электронном формате, с действующим порядком их учета и выставления соответствующих информационных учетных документов.
2. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:
1) прием информации о преступлениях, происшествиях — действие должностного лица, обладающего полномочиями по принятию заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях;
2) регистрация, в том числе в электронном формате, информации о преступлениях, происшествиях — фиксация в Книге учета заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, происшествиях (далее — КУЗИ) согласно приложению 1 к настоящей Инструкции, кратких данных по содержанию информации о преступлениях, происшествиях и других данных, присвоение номера каждому поступающему заявлению, сообщению и иной информации о преступлениях, происшествиях;
3) учет информации о преступлениях, происшествиях — фиксирование сведений по приему и рассмотрению информации о преступлениях, происшествиях и их отражение в отчетности;
4) рассмотрение информации о преступлениях, происшествиях — проведение должностным лицом (в пределах своей компетенции) по зарегистрированному заявлению, сообщению о преступлениях проверочных мероприятий и принятие процессуального решения по нему, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее — УПК РК);
5) учетно-регистрационная дисциплина — обязательное соблюдение всеми субъектами установленных норм и правил, регламентирующих порядок приема, регистрации, учета и рассмотрения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, порядка и сроков выставления информационных учетных документов;
6) укрытое от регистрации заявление, сообщение о преступлении — это заявление, сообщение, содержащее признаки какого-либо состава преступления, не зарегистрированное в КУЗИ лицом, получившим его непосредственно, или лицом, ответственным за его регистрацию;
7) укрытое от учета преступление — это преступление, по которому, несмотря на наличие поводов, и достаточных оснований к возбуждению уголовного дела, предусмотренных статьей 177 УПК РК, органами уголовного преследования не приняты меры к постановке его на учет;
Преступление не является укрытым, когда органом уголовного преследования в связи с неготовностью результатов отдельных проверочных действий (заключения экспертизы, актов налоговых проверок, международных поручений либо других актов ревизий) по истечении допустимого срока УПК РК доследственной проверки, при отсутствии признаков состава преступления принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, и прокурору направлено ходатайство о его отмене.
Подлежит исключению из числа укрытых преступлений, уголовное дело о котором в последующем прекращено по реабилитирующим основаниям или вынесен оправдательный приговор. В случае отмены этих решений, преступления вновь ставятся органами уголовного преследования и прокурором на учет как укрытые;
8) заведомо ложное обращение о преступлении — это сообщение физического или юридического лица заведомо ложных сведений о якобы готовящемся или совершенном преступлении, инициированное из корыстных побуждений. При этом обращение должно быть адресовано только органам, имеющим право возбудить уголовное дело в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан и должностным лицам, являющимся их сотрудниками, и зарегистрировано в КУЗИ.
В случае выявления факта регистрации заведомо ложного обращения о преступлении, прокурором или органом уголовного преследования принимаются меры для незамедлительного прекращения проверочных мероприятий и принятия по данному заявлению решения об отказе в возбуждении уголовного дела по реабилитирующим основаниям;
9) КУЗИ — документ строгой отчетности, содержащий сведения о зарегистрированных информациях, заявлениях и сообщениях о преступлениях, происшествиях и принятых по ним процессуальных решениях.
10) к основным нарушениям учетно-регистрационной дисциплины следует отнести:
укрытие от регистрации заявлений, сообщений о преступлениях сотрудниками органов уголовного преследования, полученных непосредственно от физических и юридических лиц;
укрытое от регистрации заявление, сообщение о преступлении;
укрытое от учета преступление путем непринятия мер к регистрации в КУЗИ, в том числе:
прямое укрытие должностного лица от регистрации, заявления, сообщения и иной информации о преступлении, путем отказа в приеме или уничтожения заявления и сообщения о преступлении;
необоснованное возбуждение административного дела;
списание материалов проверки в номенклатурное дело;
необоснованная передача в суд материалов по делам частного обвинения;
не выделение из уголовного дела материалов проверки и непринятия решения о возбуждении уголовного дела по фактам, имеющим признаки другого состава преступления;
необоснованное приобщение материала доследственной проверки к другому материалу и непринятия по нему решения о возбуждении уголовного дела при наличии признаков состава преступления;
необоснованного вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по реабилитирующим основаниям;
отметки в КУЗИ без фактического направления по территориальности (подследственности), а также отметки в КУЗИ без фактического приобщения к ранее зарегистрированному уголовному делу (материалу).
3. Вся информация о преступлениях, происшествиях, в зависимости от ее содержания, подразделяется на заявления, сообщения, жалобы и иную информацию о преступлениях, происшествиях, которые могут быть поданы как в письменной, так и в устной форме.
Письменными являются: заявления граждан; явка с повинной; заявления юридических лиц; письменное сообщение должностного лица государственного органа или лица, осуществляющего управленческие функции в организации; рапорт о непосредственном обнаружении сведений о преступлении должностными лицами и органами, правомочными возбудить уголовное дело. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит.
Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем на заявлении производится отметка, удостоверенная подписью заявителя, непосредственно обратившегося в орган уголовного преследования.
Заявления, сообщения и иные информации о преступлениях, происшествиях, поступающие в органы уголовного преследования, подлежат рассмотрению в порядке, установленном УПК РК.
4. В КУЗИ подлежат регистрации заявления, сообщения и иные информации, в которых усматриваются признаки какого-либо состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Республики Казахстан (далее — УК РК), а также другие сведения о происшествиях.
После регистрации и проведения проверки по ним принимается одно из процессуальных решений, предусмотренных статьей 185 УПК РК.
5. К иной информации относятся: информации о действиях противоправного характера, поступившие по телефону (телефаксу), телеграфу, в виде срабатывания сигналов охранной сигнализации, а также по ведомственным каналам радиосвязи дежурных нарядов органов уголовного преследования, в том числе, исходящие от:
1) лечебных учреждений об обращении граждан с травмами, повреждениями, заболеваниями, происхождение которых может быть результатом преступления;
2) подразделений миграционной полиции об утрате гражданами удостоверений личности и паспортов при обстоятельствах, указывающих на признаки преступления;
3) правоохранительных и иных государственных органов о подозрении в совершении преступления и совершенном преступлении;
4) других организаций, учреждений (различных форм собственности), общественных объединений граждан и иных физических лиц по обстоятельствам, вызывающим подозрение о преступлении.
К другим сведениям о происшествиях относятся: сообщения физических и юридических лиц об авариях, эпизотиях, пожарах, стихийных бедствиях и несчастных случаях с людьми.
6. Орган уголовного преследования, ведущий КУЗИ, вносит иную информацию, в которой усматривается признаки какого-либо преступления в КУЗИ в соответствии с информацией, поступившей в порядке части первой пункта 5 настоящей Инструкции с указанием канала связи, откуда поступило сообщение.
Иная информация о преступлениях, происшествиях подлежит предварительной проверке с целью выявления наличия либо отсутствия состава преступления, в случае неподтверждения списывается в номенклатурное дело «Материалы, списанные в наряд, по неподтвердившимся сообщениям о совершенных преступлениях» (далее — номенклатурное дело) по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции, о чем делается отметка в графе 6 КУЗИ.
Факт осуществления проверки должен иметь документальное подтверждение в форме рапорта должностного лица, проводившего проверочные действия, а также письменного опроса заявителя (-ей), очевидца (-ев), с визой руководства органа уголовного преследования о согласии с принятым решением, изложенным в рапорте.
При проверке иной информации о преступлениях, происшествиях в порядке досудебного производства, в случае ее неподтверждения списывается в номенклатурное дело с указанием в графе 6 либо принимаются меры административного производства с указанием в графе 7 КУЗИ.
Если иная информация о преступлениях, происшествиях подтверждается, то тогда принимается одно решение, предусмотренное статьей 185 УПК РК, и производится соответствующая запись в графе 11 КУЗИ.
Устное заявление, сообщение, заявленное при производстве следственного действия и в ходе судебного разбирательства, вносится в протокол и учитывается соответствующим органом уголовного преследования. В иных случаях составляется отдельный протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом, принявшим заявление. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по статье 351 УК РК, о чем в протоколе делается отметка, удостоверенная подписью заявителя.

Рекомендуем прочесть:  Куда звонить если нет электроэнергии в липецке

Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации, учете, в том числе в электронном формате, и рассмотрении заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях

30. Начальник органа уголовного преследования или лицо его замещающее обеспечивает соблюдение установленной процедуры приема, регистрации, в том числе в электронном формате, и рассмотрения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, происшествиях.
Для полного и всестороннего контроля за порядком приема, регистрации, учета, в том числе в электронном формате, и рассмотрения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, происшествиях в центральных, областных, городских, районных и приравненных к ним органах уголовного преследования создаются комиссии по контролю за состоянием учетно-регистрационной дисциплины, деятельность которых регламентируется приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан «Об утверждении Типового положения о комиссии по контролю за учетно-регистрационной дисциплиной органов уголовного преследования» от 6 января 2006 года № 8 (зарегистрированном в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4090).
31. Надзор за законностью приема, регистрации, учета, в том числе в электронном формате, и рассмотрения заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях осуществляют надзирающие и уполномоченные прокуроры.

1. Общие положения

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 12 сентября 2011 года № 83. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 ноября 2011 года № 7293. Утратил силу приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 19 сентября 2023 года № 89

Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей ст. 20 УПК РФ, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью четвертой ст. 20 УПК РФ.

Рекомендуем прочесть:  Будет Входить В Стаж Отпуск По Уходу За Ребенком Рожденных В Ссср

Субъекты возбуждения уголовного дела

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2023 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Субъектами возбуждения уголовного дела являются:

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2023 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Причем составы некоторых преступлений сконструированы таким образом, что их фактические обстоятельства, относящиеся к объективной стороне, органически связаны с конкретным лицом, что обусловлено самим характером преступления. Нельзя, например (по общему правилу), располагать сведениями о взятке и не иметь сведений о том, кто является взяткодателем и взяткополучателем. Без таких сведений нельзя говорить и о самом событии преступления, т.е. о его объективных характеристиках. Если повод к возбуждению содержит определенные указания на виновное лицо, уголовное дело возбуждается в отношении данного лица (или против данного лица), которое с этого момента становится подозреваемым в уголовном судопроизводстве, наделенным всеми правами стороны (ст. 46 УПК РФ). Таким образом, в подобных случаях момент возбуждения уголовного дела и начало уголовного преследования совпадают.

Возбуждение уголовного дела

Следователь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в соответствии с п. 2 ст. 149 УПК РФ приступает к производству предварительного следствия. В свою очередь, полномочия органа дознания зависят от категории возбужденного в порядке ст. 146 УПК РФ уголовного дела. По делам, для которых обязательно производство предварительного следствия, орган дознания в срок не свыше 10 суток (ч. 3 ст. 157 УПК РФ) со дня возбуждения уголовного дела производит неотложные следственные действия и направляет дело руководителю следственного органа. После этого орган дознания не вправе производить по данному уголовному делу следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия без специального поручения следователя. При возбуждении уголовного дела своей компетенции (ч. 3 ст. 150 УПК РФ) дознаватель указывает в постановлении о принятии его к производству и производит дознание.

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

К сожалению, УПК РФ в обновленной Федеральными законами от 5, 6 июня и 24 июля 2007 г. редакции, сняв некоторые проблемы, возникавшие при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, вместе с тем заложил новые.

Ссылка на основную публикацию