Макеовелли государь государство и власть в условиях перехода к индустриальной цивилизации

Содержание

  1. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Английская монархия: особенности и характерные черты.
  2. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Причины английской революции, действующие силы и лозунги.
  3. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Ход английской революции и её последствия.
  4. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Французская монархия: особенности и характерные черты.
  5. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Причины французской революции и её ход.
  6. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Последствия революций для Европы.

Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник. Процесс профессионализации. Новый этап в развитии исторического сознания. Николо Макиавелли, Жан Боден. Углубление разрыва между наукой и Церковью, между научным и религиозным сознанием. Культура повседневности. Повышение качества жизни, принцип самообеспечения, изменения в обыденном сознании. Складывание новой системы ценностей.

Переход к индустриальной ^ цивилизации

XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ.

Переустройства и совершенствования всегда связаны с опасностью, ибо большая часть людей никогда не соглашается на новый закон, устанавливающий в государстве новый порядок, если только в случае крайней необходимости. А так как необходимость никогда не возникает без опасности, то может легко случиться, что республика падет еще до того, как будет приведена к совершенному строю.

Рекомендуем прочесть:  Ожидаются поправки по ст 228 1 3 2020

Там, где развращенность и разнузданность всех достигла такой степени, что ее не в состоянии обуздать одни лишь законы, необходимо установление вместе с законами превосходящей их силы. Таковой силой является царская рука, абсолютная и чрезвычайная власть которой способна обуздывать чрезмерную жадность, честолюбие и развращенность сильных мира сего.

Организация государственной власти

Организация государственной власти Военно-захватническая политика способствовала обогащению и укреплению рабовладельческой аристократии. Но это обогащение знати усилило обострение социальных противоречий. Поэтому, для того чтобы дать возможность рабовладельцам

Подход Фрасимаха – чисто философский. Напротив, Макиавелли анализирует отношения между государем и его подданными с практической точки зрения. Он не пытается определить понятие «справедливость», а руководствуется прагматичным взглядом на «добро». Для флорентийского мыслителя адекватными, справедливыми законами являются законы эффективные. И, как логическое следствие этого, тот, кто их издает, государь, подвергается той же системе оценки. Отличие теории от практики заключается в том, что правитель устанавливает «справедливость» через государство. В этом и состоит разница государя Никколо Макиавелли и «тирана» Фрасимаха.

Справедливость

С этой точки зрения Макиавелли противоречит концепции Франческо Гвиччардини. Оба мыслителя жили в одно время, оба во Флоренции, но каждый из них видел легитимность в политической области по-своему. Если Макиавелли хотел, чтобы защита флорентийских республиканских прав и свобод была передана народу, Гвиччардини делал ставку на знать.

Захват власти

Согласно теории государства Макиавелли, полномочия в нем должны быть максимально сконцентрированными, чтобы избежать их потери в результате индивидуальных и независимых действий людей. Более того, концентрация власти приводит к меньшему насилию и произволу, что является основным принципом верховенства закона.

Вот что пишет Спиноза по поводу идей Макиавелли: «Что касается средств, какими должен пользоваться князь (Princeps), руководящий исключительно страстью к господству, чтобы упрочить и сохранить власть, то на них подробно останавливается проницательнейший Макиавелли; с какой, однако, целью он это сделал, представляется не совсем ясным. Но если эта цель была благой, как и следует ожидать от мудрого мужа, она заключалась, по-видимому, в том, чтобы показать сколь неблагоразумно поступают многие, стремясь устранить тирана, в то время как не могут быть устранены причины, вследствие которых князь превращается в тирана, но, наоборот, тем более усиливается, чем большая причина страха представляется князю»[8] .

Рекомендуем прочесть:  Дают ли материнский капитал за первого ребенка

Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели – формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство.

В чужой по обычаям и языку стране завоевателю следует сделаться также главой и защитником более слабых соседей и постараться ослабить сильных. Кроме того, новый государь должен следить за тем, чтобы в страну не проник такой же сильный, как и он, чужеземный правитель. «Таких всегда призывают недовольные внутри страны по избытку честолюбия или из страха»[2] . Потому что когда могущественный государь входит в страну, менее сильные государства сразу примыкают к нему. Обычно это происходит из-за зависти к тем, кто превосходит их силой. Сильному государю нет нужды склонять жителей в свою пользу, они сами охотно присоединятся к созданному им государству. Так что если государь обо всём этом не позаботится, он скоро лишится завоёванного.

Ради того, чтобы не обирать подданных, не беднеть, не вызывать презрения и не стать поневоле алчным, государь должен пренебречь славой скупого правителя, ибо скупость – это один из тех пороков, которые позволяют ему править. Однако тратить можно либо своё, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, во втором – как можно большая щедрость.

Ссылка на основную публикацию