Полномочия Конституционного Суда Рф В Сфере Защиты Прав Граждан На Социальное Обеспечение

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Доброго времени суток, дорогие читатели блога, прямо сейчас мы будем постигать возможно самую необходимую и интересующую Вас тему — Полномочия Конституционного Суда Рф В Сфере Защиты Прав Граждан На Социальное Обеспечение. После прочтения у Вас могут остаться вопросы, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже.

Мы всегда и постоянно обновляем опубликованную информацию, в этом модете быть уверены, что Вы прочтете всю самую новую информацию.

Актуальность темы исследования. Провозглашение Российской Федерации социальным государством в части первой статьи 7 Конституции РФ предопределяет обязанность государства обеспечивать социальную защиту своих граждан, для чего необходимо качественное социально-обеспечительное законодательство, соответствующее положениям Конституции РФ. Законодательство о социальном обеспечении является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского законодательства. Однако в процессе его формирования возникают различные дефекты – нестабильность, непоследовательность, противоречивость, отсутствие преемственности и др. Ошибки законодателя, непросчитанные социальные и экономические последствия социальных реформ, пренебрежение социально-экономическими реалиями и общественным мнением влекут за собой сильный негативный эффект для всего общества, служат одной из причин социальной нестабильности в государстве. Такая ситуация не может не тревожить: от успешных решений проблем реализации социальных прав граждан зависит общественное развитие и благополучие, безопасность и политическая стабильность общества.

Российское законодательство о социальном обеспечении и роль в его развитии конституционного (уставного) правосудия Самарина Ольга Александровна

6. Многие дефекты законодательства, выявленные Конституционным Судом РФ, до сих пор не устранены. В то же время, есть все основания констатировать, что решения Конституционного Суда РФ и в этом случае оказывают значительное влияние на развитие пенсионного законодательства через: выявление пробелов, что стимулирует законодателя к скорейшему их устранению; формулирование принципов пенсионного обеспечения, раскрывающих смысл конституционных норм применительно к праву на пенсионное обеспечение; содействие формированию концепции развития пенсионного законодательства; устранение из законодательства неконституционных норм и предотвращение их появления в новом правовом регулировании; установление правовых механизмов реализации пенсионных прав граждан на период до введения законодателем надлежащего правового регулирования, и др.

Понятие и общая характеристика российского законодательства о социальном обеспечении

— общий анализ состояния законодательства о социальном обеспечении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, выявление проблем, вызывающих необходимость судебного конституционного контроля в данной области;

Поводом для предъявления заявлений послужили обращения граждан в прокуратуру с заявлениями о нарушении их конституционных прав; материалы общенадзорных прокурорских проверок по соблюдению трудового законодательства на предприятиях; сведения государственных органов статистики о задолженности по заработной плате, органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений и детских учреждений; материалы уголовных и гражданских дел; сообщения СМИ.
Защита социальных прав в судах общей юрисдикции происходит в большей степени путем опосредованного применения конституционных норм через законодательство РФ и субъектов РФ. В то же время в отдельных случаях в судебных решениях имеются и прямые обращения к конституционным нормам для обоснования защиты социальных прав граждан, которые используются в комплексе с законодательными нормами .
——————————–
В качестве примера следует сослаться на Апелляционное определение Иркутского областного суда от 20 декабря 2013 г. по делу N 33-10374/2013, в котором установлено, что невключение в специальный стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав. Иное толкование и применение пенсионного законодательства в рассматриваемом случае повлекло бы ограничение конституционного права работника на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Аналогичное Определение в защиту конституционного права на социальное обеспечение было принято и Астраханским областным судом от 20 ноября 2013 г. по делу N 33-3715/2013.

Рекомендуем прочесть:  Заявление о предоставлении отпуска без содержания с последующим увольнением

Для защиты и восстановления нарушенных социальных прав граждане могут обращаться в различные органы, в том числе в международные, по защите прав и свобод человека в тех случаях, когда уже были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты . Допустимы не только индивидуальные, но и коллективные формы защиты, в частности, граждане могут участвовать в собраниях, митингах и т.п., прибегать к такому средству защиты, как забастовки. Существуют формы защиты, которые связаны с реализацией общественного контроля .
——————————–
См.: Сыченко Е.В. Практика Европейского суда по правам человека в области защиты трудовых прав граждан и права на социальное обеспечение. М., 2023.
Так, в ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» предусматривается возможность общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования, который осуществляется Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений.

АРМИЯ РОССИИ

Одновременно с этим, опираясь на принцип равенства, провозглашенный в ст. 19 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ обосновал и недопустимость установления различий внутри одной и той же категории граждан при обеспечении их социальных прав. Так, решая вопрос о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и добровольно выехавших на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, Конституционный Суд РФ указал, что введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении тех граждан, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., при отсутствии адекватных социальных гарантий для граждан, относящихся к тем же категориям, но вставших на учет после этой даты, повлекло необоснованную дифференциацию внутри каждой категории в зависимости исключительно от даты принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 г.).

Существует целая группа споров, возникающих между гражданами и органами, учреждения и предприятиями. Они связаны с вопросами социальной поддержки. Здесь можно говорить о ежемесячных денежных выплатах, системе социальных услуг, включая дополнительную медицинскую помощь, санаторном и курортном лечении, обеспечении лекарствами, проезде на транспорте.

Основы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

В случае общественной формы защиты прав, ее осуществляют специально сформированным правозащитным органом. Сфера социального обеспечения в качестве такого органа предусматривает работу комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию.

Рекомендуем прочесть:  К кому обращаться если не работает антенна телевизора в москве

Основа социальной защиты в области соцобеспечения пенсией

Международную защиту прав граждан осуществляют специально созданные международные компетентные органы, включая Совет по правам человека, МОТ, Суд по правам человека в Европе (Страсбург), Экономический суд СНГ и др.

П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда РФ и Мещанского районного суда г.Москвы // Российская газета. 2004. 25 марта и другие.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения в конституционном правосудии

Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физио логическое развитие личности: право на отдых, право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о се состоянии, 5) Социальные права, способствующие достижению социального партнерства, как на предприятиях различных форм собственности, так и в обществе в целом; право создавать профессиональные союзы, иные обще ственные объединения для защиты социальных и экономических интере сов; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения в конституционном правосудии

Практика судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина свидетельствует, что, осуществляя непосредственное обращение к смыслу и роли конституционных норм, суды в большей степени обеспечивают надлежащий уровень защиты указанных прав [7, с. 131].

Постановление Уставного Суда Свердловской области от 25 июня 1999 г. сыграло положительную роль в совершенствовании областных нормативных правовых актов о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, а также способствовало реализации законных прав граждан на обеспечение пособиями.

Аналогично правилам определения подсудности правила относительно уплаты государственной пошлины по делам о взыскании социальных пособий, явившихся следствием трудовых отношений и отношений по возмещению вреда здоровью, зависимы от первичных отношений (трудовых и деликтных). Истцы по искам о взыскании пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, ответчиками по которым выступают работодатели, в силу положений ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины и несения судебных расходов (в частности, по оплате судебной экспертизы и т.п.). Истцы по искам о взыскании пособий вследствие причинения вреда здоровью освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу положений ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Роль Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ в защите прав граждан в сфере социального обеспечения

В постановлении от 6 мая 1999 г. по делу о проверке конституционности Закона Республики Коми от 12 мая 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми “О государственной службе”» Конституционный Суд этой республики указал следующее. По мнению Суда, уменьшение размера доплаты государственному служащему к государственной пенсии не является умалением основного содержания прав и свобод человека и гражданина. По своему содержанию, считает Суд, ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной гарантией, обеспеченной возможностями средств соответству-
ющих бюджетов, а поэтому уменьшение размера вышеназванной доплаты не умаляет основного конституционного права на получение пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом[28].

Ссылка на основную публикацию